Юный техник 1976-01, страница 57

Юный техник 1976-01, страница 57

ПЛАНКЕОН И ОБРАТНО

По мнению ученых, он похож на кувшин с узким горлышком. Давайте в него заглянем. Как показал • своих работах советский физик К. П. Станюкович {один из участников беседы, состоявшейся в клубе), отношение радиуса вселенной к площади поверхности, охватывающей ее объем, уменьшается с уменьшением средней плотности вещества. Этот строгий факт, вытекающий из теории, и послужил тем мостиком, по которому из вселенной ученый смог попасть а элементарную частицу. Им было сделано предположение, не противоречащее ни одному из уже известных нам фактов: соотношение радиуса вселенной и площади поверхности может уменьшиться до нуля. Значит, поверхность стянулась в точку. Представить это, исходя из обыденного опыта, невозможно: огромная все-^ ленная со скоплениями галактик туманностями заключена внутрь

АНТИ? АНТИ!..

В 1928 году английский теоретик П. Дирак написал уравнение, из которого в полном согласии с экспериментальными данными выводились все свойства электрона. Блестящий успех новой теории омрачался, однако, ее обескураживающим следствием: уравнение имело и второе решение, которому, как утверждал Дирак, соответствует электрон... с. положительным зарядом.

Этот результат казался в то время бессмыслицей, изъяном тео-

сферы с нулевой поверхностью. Масса ее при этом может стать сколь угодно мала. А что, если эта масса при своем уменьшении «остановится» на массе электрона!

Чем полученная модель отличается от элементарной частицы: размерами! Нет. Массой! Нет. Наконец, зарядом! Но у такой полузамкнутой сферы и заряд может быть микроскопичен — равен 1, к примеру, при радиусе Ю~33 см. Только тем, что внутри этой сферы — вся вселенная. Эта «элементарная частица» получила название планкеон. Представим себе: мы — внутри него. Начнем наше мысленное путешествие к горловине вселен- I ной по радиусу. По мере того как за спиной будут оставаться , галактики, мы с удивлением нач- i нем убеждаться, что астрономи- I ческие по нашим понятиям его ' размеры вовсе не велики. И ког- 1 да наш мысленный взор уведет 1 нас за его пределы, мы выгля-^4

X?'

рии, так как никто подобной частицы не наблюдал. Некоторые теоретики пытались исключить второе решение, но безуспешно.

В 1932 году Андерсон сфотографировал'в камере Вильсона след предсказанной Дираком частицы. Ее назвали позитроном — от латинского positivus (положительный) + (элек)трон — и обозначили е+. В 1955. году был открыт антипротон (р), обладающий в противоположность протону отрицательным зарядом. Как и ожидали, при столкновейии с протоном или нейтроном антипротон аннигилирует, то есть взаимно уничтожается, прн этом выделяется большая энергия, соответствующая сумме, их масс. Год спустя был открыт антинейтрон.