Юный техник 1976-03, страница 63

Юный техник 1976-03, страница 63

История техники в иллюстрациях

ПАРОХОД НА КОЛЕСАХ

18 августа 1896 года в небольшом городке Сен-Дени, входившем тогда в пригород Парижа, состоялось пышное торжество. В присутствии знаменитых французских адмиралов Куломбо, Дюрре и Мио состоялся спуск, а точнее сказать — скат парохода конструкции инженера Эрнеста Базена. Многочисленная публика, собравшаяся на обоих берегах Сены, была немало изумлена, увидев пароход невиданных прежде очертании. Вместо корпуса с привычными гладкими обводами ее взору предстало подобие огромной телеги — металлическая платформа, поставленная на несколько пар чечеви-цеобразных колес величиной с трехэтажный дом.

Парижские газеты вышли с сенсационным сообщением, они уверяли читателей, что при движении новое судно почти не будет испытывать сопротивления воды. Ссылаясь на научные исследования, адмирал Куломбо авторитетно утверждал, что при одинаковой скорости хода с обычным судном судну Базена требуется двигатель в 27 раз меньшей мощности. Сам изобретатель решительно высказывал мысль, что за первым опытным иатящимся пароходом последуют другие. Они будут ходить с такой скоростью, которая никому даже не снилась. На чем же основывались столь смелые прогнозы изобретателя, адмирала, газетчиков?

Известно, что сопротивление воды движущемуся судну возрастает пропорционально квадрату сиоро-сти. Чтобы его преодолеть, в та

ком же отношении должна увеличиваться мощность двигателя. Инженеру Базену на первый взгляд пришла блестящая идея — заменить трение скольжения во много раз меньшим трением качения. В самом деле, везти груз на тележке гораздо легче, чем волочить его по земле. Дальше ход мысли Базена иак будто логичен. Корпус судна нужно заменить полыми чечевицеобразными колесами, которые будут поддерживать судно на плаву. Если их вращать со скоростью движения судна, то трение снольжения исчезнет.

И вот здесь инженер Базен_ допустил ошибиу. Ведь линейная сиорость точен, расположенных на колесе, различна. Чем дальше удалены они от центра, тем выше их скорость. Отсюда ясно, что в каждое мгновение тольно по одной точие с обеих сторон колеса будут иметь такую же скорость, каи и судно. В них трение скольжения действительно исчезнет. На остальной поверхности колеса, погруженной в воду, силы трения останутся. Что же тогда выиграл изобретатель? Вместо одного об-тенаемого иорпуса он сделал шесть, их общая поверхность соприкосновения с водой неизмеримо возросла. Поэтому очевидно, что нииакой сверхскорости таиое судно развить не могло. Сенсация не состоялась.

Скоростное судостроение развивалось иаи раз по другому пути — по пути уменьшения поверхности соприкосновения корпуса с водой. Так появились сначала суда на подводных крыльях, а затем и иа воздушной подушие.

. к