Юный техник 1976-03, страница 8

Юный техник 1976-03, страница 8

сивного исполнителя — сделал свое дело и иди на новое место, а как творческий коллектив, способный решать самые сложные задачи. Но для этого требовалась и новая организация труда, и новая система оплаты. Вот тут, на берегах Аллы, и зрела эта идея, которая потом, подкрепленная опытом, расчетом и инженерной разработкой, получила широко теперь известное название метода бригадного подряда в промышленном строительстве.

Алла-речка... Большой след оставила она в жизни Серикова. Здесь продолжалась его жестокая и бескомпромиссная школа мужества, стойкости, самоотдачи. Как назвать нечеловеческий труд Серикова и его побратимов в условиях полярной ночи? Есть только одно слово для его оценки — героизм. Наверное, справедливости ради можно назвать героями и американских покорителей Клондайка, так сочно и красиво описанных Джеком Лондоном. Но героизм героизму рознь. Покорители Клондайка — это герои для себя, это люди, одержимые «золотой лихорадкой». А какая лихорадка гнала Серикова в тундру? Жажда обогащения и славы? Вот уж нет1 Он и по сей день даже сберкнижки не завел. Всей его деятельностью за Полярным кругом руководило единственное желание — быть полезным. Может что-либо быть благороднее? И счастлив тот, кто находит удовлетворение именно в своей полезности людям. С этим внутренним духовным счастьем не может сравниться никакое материальное благополучие.

На непокорной Аллё-речке работать приходилось в три смены, потому что останавливаться нельзя было ни на минуту. Беда подстерегала на каждом шагу. Когда удалось снять верхний, заледеневший слой грунта, обнаружился насыщенный водой слой земли — коварный, труднопроходимый

плывун. Если остановиться, мороз намертво схватит все. Тогда снова придется долбить ледяной панцирь. Но самое страшное было даже не в этом. Снизу все время напирали подпочвенные воды, они вспучивали землю, и слой наледи увеличивался. Поэтому и требовалось непрерывно выбирать грунт. Так и делали, лишь на несколько минут укрываясь в деревянной будке от мороза.

Руками вынули более двух тысяч кубометров грунта. В управлении не поверили: не может быть, чтобы люди сделали столько. Не стали закрывать наряд: очковтирательство, приписки!

Секретарь райкома партии, не раз бывавший на стройке, сам подписал наряд и сказал:

— Эти люди — герои! За два месяца сделали столько, сколько в таких условиях успевают едва за полтора года. Слава им!

ЗОЛОТАЯ ЗВЕЗДА

После тяжелой Алла-реченской стройки вернулась бригада в Заполярный, который показался им чуть ли не столицей. Здесь их ожидал вполне городской комфорт.

Однажды вечером, отдыхая дома, Сериков прилег на кровать с книжкой. Мать хлопотала на кухне. По радио передавали последние известия. Вдруг вскочил Владислав Пахомович, потому что услышал слова, которые имели к нему самое прямое отношение.

— Мама, ты слышала? Мне звание Героя Труда дали!

Мать медленно села на стул. Из глаз ее покатились слезы:

— Вот, сынок, значит, прославил ты нашу фамилию.

А буквально через несколько минут прибежали первые поздравляющие. Вскоре гостей набился весь дом...

Виталий МАЛЬКОВ

(Окончание следует)

. к