Юный техник 1976-04, страница 55

Юный техник 1976-04, страница 55

таких двигателей понадобилось бы на каждый километр пути? Вот тогда и пришла в голову идея вовсе отказаться от реактивной струи, заменив ее сжатым воздухом. (Работа Рината Клев-леева опубликована в «ЮТ» № 2 за 1975 год.)

Прочитали ли вы внимательно выступления ребят' Было бы хорошо, если бы в письме, адресованном в ПБ, каждый из вас немного рассказал о себе, о своих делах в школе, в техническом кружке. И конечно же, о том, как возникла идея или предложение и как удалось довести ее

до победного конца.

*

...И ЧЕРЕЗ

ДВЕНАДЦАТЬ ЛЕТ

«Хочу предложить... Предлагаю...» — так начинается большинство писем, которые десятками приносит ежедневная почта. Они адресованы Патентному Бюро журнала.

Если взять самые первые номера «ЮТа», то там не найти знакомой рубрики. Да, ПБ появилось не сразу. Любопытно, что фактически эту рубрику предложили и ввели сами читатели.

1964-й — первый год, когда в «ЮТе» появилось Патентное Бюро. С тех пор прошло уже более десяти лет — немалый срок. Наши вчерашние лауреаты-школьники уже стали взрослыми людьми, студентами, рабочими, инженерами. Интересно встретиться со старыми друзьями. Какими они стали? Людские судьбы — интересная штука. По-раз-ному они складываются.

Просмотрев архивные материалы редакции, нам удалось найти

имена, фамилии и адреса ребят, первыми получившими «авторские свидетельства» ПБ. Отправили письма с просьбой откликнуться.

Однажды в редакции раздался звонок. Мой собеседник — Александр Шварц — оказался одним из первых лауреатов ПБ. Мы договариваемся о встрече. Мысленно прикидываю: «Если тогда ему было лет 15—16, то сейчас, наверное, 26—27. Из мальчика, решавшего свою судьбу, он уже, наверное, превратился в человека, определившего ее. Ну что ж, тем интереснее».

— Вы знаете, — улыбается Александр, — мне было, конечно, страшно посылать свое предложение в журнал. И, только как следует обдумав его, посоветовавшись с товарищами по кружку и показав своим преподавателям, я решился. С нетерпением ждал ответа. Я был счастлив, когда моя идея — получать металлические шарики в расплавленной среде — была признана удачной.

— У специалистов, оценивавших ваше предложение, возник только один вопрос — правда, довольно существенный — каково практическое применение данного изобретения?

— Тогда я и сам не мог толком ответить на этот вопрос. И вот совершенно неожиданно, просматривая программу экспериментов совместного полета «Союз» — «Аполлон», обратил внимание на один из пунктов, где шла речь о получении в условиях невесомости идеальных шариков для практического применения их в подшипниках, а также для получения полупроводниковых соединений в виде сфер. Там же высказывались предположения, что шарообразование будет наблюдаться и при плавлении порошков. Исследование этого процесса имеет значение для производства материалов в условия* невесомости. Все эти све

4*

51