Юный техник 1976-05, страница 17

Юный техник 1976-05, страница 17

неизвестное ранее явление. Отец разделил мое мнение, но посоветовал проконсультироваться с известным научным авторитетом.

Ответ был лаконичным: «Чепуха, ошибка опыта». Можете себе представить, как оглушил меня этот убийственный ответ. Я все же не сложил оружия.

К счастью, консультант оказался настоящим ученым. Детально ознакомившись с моими вывода ми, он признал ошибочность первоначального приговора и поздравил с успехом.

Тем, кто начнет свой путь в науку, наверное, не раз придется очутиться в подобной ситуации. Выйти с честью из сложного положения поможет смелость, неза висимость мышления. Спасовать даже перед большим авторитетом, если ты твердо веришь в свою правоту, все равно что покинуть поле боя.

Но смелость, разумеется, не должна преврашаться в самоуверенность, неприятие чужого мнения или критики друзей. На семинарах, научных дискуссиях разы грываются порой целые баталии, в которых оппоненты не щадят друг друга. Помню, какой острый конфликт возник у моего отца с его учеником профессором Тата-риновым. Сторонний наблюдатель мог подумать, что они никогда больше не подадут друг цругу руки. И немало бы удивился, увидев, как они в тот же день вместе поехали на охоту. Еще больше его поразило бы, что именно там, у костра, дискуссия продолжилась и логично завершилась. На основе гипотезы Богомольца и критических замечаний Татаринова было найдено решение проблемы.

Корреспондент: Когда молодой человек готовится стать исследователем, он оказывается иа распутье. С одной стороны, он слышит, что нужно быть специалистом в какой-то области. С другой — его нацеливают на универсальность, на знание разных областей, поскольку, как известно,

именно на стыках наук совершаются в наше время главные открытия. Как выйти из такой противоречивой ситуации?

О. А. Богомолец: Не вижу здесь противоречия. В науке оба подхода имеют право на существование. Каждый приносит пользу. Все зависит от способностей и склонностей исследователя. Собственно говоря, этот вопрос поднял еще Гёте, контрастно обрисовав обра зы двух ученых, Фауста и Вагнера. Лично мне, если бы я всю жизнь был прикован к одной-единственной проблеме, вагне-ровская односторонность не дала бы удовлетворения. А есть ученые-однолюбы, которые десятилетиями развивают одну тему.

Появление таких детищ современной цивилизации, как атомные реакторы, синхрофазотроны, космические корабли, было бы невозможно без усилий специалистов разных областей науки и техники. Взаимопроникновение разных отраслей знания вызвало потребность в ученых широкого профиля, ученых с большим кругозором, богатой эрудицией, но одновременно детально знающих определенное направление.

Корреспондент: А как этого достигнуть, как, говоря словами Козьмы Пруткова, объять необъятное?

О. А. Богомолец: Прежде всего нужно иметь талант. А талант, как метко сказал Эдисон, — это два процента вдохновения и девяносто восемь процентов пота... Если человек, пусть даже очень способный, закончив институт, будет считать свое образование завершенным, если он ограничит рабочий день часами, которые будет отсиживать «от и до», то ему не светит успех на научном поприще. Мне посчастливилось быть знакомым с рядом выдающихся ученых. Все оии отличались исключительной работоспособностью.

Если тщательно исследовать рабочий день ученого, выяснится.

15