Юный техник 1976-06, страница 54впервые разделены на кристаллические и аморфные. Основанием для этого разделения послужило предположение, что правильность форм кристаллов связана с правильностью внутреннего строения. Впервые такие предположения высказал английский естествоиспытатель Роберт Гук около 300 лет назад. Он считал, что кристаллы представляют плотную закономерною упаковку из шарообразных частиц. А Рене ЯСюст Гаюл считал, что их основа — мельчайшие ромбоэдрические единицы. Таким образом, был сделан вывод, что кристаллические вещества характеризуются правильной внутренней структурой, тогда как у аморфных тел элемен тарные частицы расположены в беспорядке. В настоящее время доказано, что эти смелые предположения совершенно верны. Способы расположения частиц иногда более сложны, чем представлялось прежним исследователям, но сущность принципа та же. Конечно, элементы этого узора не сплющенные шары, это атомные группы более сложной конфигурации. Более совершенные методы исследования показали, что подавляющее большинство твердых тел кристаллического строения. Сюда относятся алмазы, сахар, соль и все металлы и сплавы, аспирин и кости, а также огромное количество природных веществ. валторн — это дуэт металла и газа, который уже не столь просто поддается математическому исследованию. Лишь в последние десятилетия ученые развили акустическую теорию духовых резонаторов, обосновали их рациональные формы. Почему скрипка продолговатая, а не круглая? Потому, что ее делают нз дерева. Дерево волокнистое. В разные стороны оно сжимается и разжимается неодинаково. Звук бежит вдоль деревянной доскн быстрее, чем поперек ее. Потому-то скрипки, гитары, мандолины, домры и имеют продолговатые формы. И, как правило, отношение их длины к ширине такое же, как отношение «продольной» и «поперечной» скоростей звука. Точно соблюсти это отношение — значит, заставить деревянный резонатор колебаться в наивыгоднейшем режиме. Правда, такой расчет не полон. Особенно если речь идет о скрипке. Коробка ее ведь не плоская, а выгнутая, сводчатая. В ней звучат не только деревянные части, но н опять-таки воздух («дуэт дерева и газа»). Резонатор настро енной скрипки и на выстукивание и на дутье даже без струн отзывается всегда одинаковым тоном— «до» первой октавы. Но детали резонатора звучат иначе. Подставка для струн, дно, дека, душка (распорка между дном и декой) обладают собственными голосами.
|