Юный техник 1978-01, страница 8

Юный техник 1978-01, страница 8

Заводской комитет направил на строительную площадку бригады рационализаторов. Штаб комсомольской стройки обратился к конструкторам и проектировщикам с просьбой подумать, как увеличить темп строительства. И пока те думали, идея родилась у самих строителей. Две комсо-мольско-молодежные бригады В. Н. Бегуна и В. М. Репринцева предложили вместо деревянной опалубки использовать разборную металлическую. И еще: монтировать металлическую арматуру не вручную, а с помощью мостовых кранов.

Вместе с Николаем Хохлачевым мы идем по кузнечно-прессовому корпусу — огромному, похожему на ангар, площадью 69,5 тыс. м2. В пролетах движутся краны, стоят ряды тяжелых прессов.

— С ними тоже была история, — говорит Николай и осторожно проводит рукой по одному из прессов.

...Когда приступили к монтажу тяжелых прессов, выяснилось, что не хватает металла — целых 1000 тонн. Представитель штаба отправился в Госплан СССР. Сейчас уже трудно вспомнить, какие аргументы приводил он в Госплане, но сумел убедить, что действительно необходим «Ростсель-машу» металл. Металл-то выделили, но где разместить заказ в середине года?

И снова отправился представитель штаба стройки в командировку, в город Нижний Тагил, на завод металлоконструкций... И там в нерабочее время, в свои выходные дни, работали комсомольцы завода, чтобы выполнить заказ ударной комсомольской стройки.

Монтаж хотели поручить трем бригадам. Но тут в штаб пришел Павел Гринченко, совсем молодой бригадир одной из комсомоль-ско-молодежных бригад, и заявил:

— Если обеспечите нас на две смены хорошими крановщиками, то мы одни справимся.

Он выложил на стол расчеты и рисунок. Коллектив бригады вносил рацпредложение: сделать на кране специальный зацеп для подъема балок. Конструкция зацепа, которую предложила бригада Гринченко, экономит время, увеличивает безопасность.

...Пока мы разговаривали с Николаем, я обратила внимание на странную, с шестью пальцами, механическую руку, которую огромный кран изредка запускал в ворох металлических обрезков, схватывал в горсть и опускал на транспортер. Над краном горело табло: «Осторожно! Работает магнитная шайба».

— Видите теперь, почему на месте свалки стоит этот цех, — перехватив мой взгляд, сказал Николай. — У нас почти нет отходов. А эти обрезки металла сейчас по конвейеру уйдут в подвальный этаж. Там им найдут применение: спекут с керамикой. А потом изготовят из этого сплава чугуны, чтоб варить картошку...

...Впервые новейшую модель комбайна СК-6 «Нива» я увидела несколько лет назад на станции юных техников. Ребята сделали этот комбайн в миниатюре по чертежам, которые еще только разрабатывались на заводе. Сейчас комбайн «Нива» последнего выпуска стоит на постаменте на центральной заводской площади — лучший комбайн страны, трудолюбивый, безотказный, комфортабельный. Он прочно завоевал себе место на полях нашей Родины, он экспортируется в десятки других стран.

Прошлым летом завод отметил как праздник выпуск полутора-миллионного комбайна. И для того чтобы с главного конвейера завода сходили и двух-, и трех-, и пятимиллионные «Нивы», идет стройка — ударная комсомольская.

А. АРЗАМАСЦЕВА Фото В. КАСАТКИНА

Scarred: Leonid Karelin (holligan@mail.ru)