Юный техник 1978-08, страница 9— Домашняя птица? — Курица! Потом вошел второй, третий. На четвертом раздался хохот — настолько ответы были однозначны. Между тем глаза Александра Михайловича озорно блестели, поглядывая на класс. А вы, мол, лучше думаете? Я и сам поймал себя на мысли, что, окажись я в ряду испытуемых, тоже бы не вырвался из плена стереотипа. Да, это был неожиданный урок. Не потому только, что проходил в необычном классе: в лаборатории технического творчества. По своему характеру он не соответствовал ни одной из существующих методик и скорее походил на игру. Да и преподаватель — Александр Михайлович Иванов — тоже не был обычным преподавателем. Один из известнейших изобретателей Ленинграда пришел в ПТУ-33 при объединении «Светлана» передавать свой опыт и знания ребятам. — Так что же скрывалось за этой игрой? — спросил я Иванова позже. — А вот что: ответ, вертящийся на кончике языка, никогда не позволит вам справиться с творческой задачей. Нащупать стереотип, приучить мысль обходить его — вот цель, которая на этом занятии преследовалась. Необычен Иванов как преподаватель еще и вот чем: он в принципе обыкновенный рабочий. Бывший сын полка, он прошел фронтовые дороги со старшими товарищами. Ранение в 1943 году, демобилизация, работа на заводе, когда так нужны были рабочие руки, чтобы обеспечить фронт всем необходимым... Об институтах можно было только мечтать! А вот я беседую с ним и чувствую всю силу его интеллекта: тут тебе и остроумные технические решения, и любопытные факты из жизни известных изобретателей, и суждения об Эйнштейне, Фарадее, Курчатове. И меня поражает, что не могу нащу пать той грани, которая могла бы пролечь между выпускником института и вот этим человеком, который сидит передо мной и которому даны золотые руки. Золотые руки... Словно догадываясь о предмете моих размышлений, Александр Михайлович рассказывает о своем учителе — известном ленинградском токаре М. П. Костине. — Был я при нем учеником. Помню, прибегали к нему то один, то другой: мол, горит работа, только тебе, Петрович, по плечу. А Костин никогда с ходу не хватался за работу. Прежде посмотрит, где какую оснастку или какой новый резец применить. Не зря звали его на заводе «академиком оснастки». Однажды, после выполнения одного из таких «горящих» заданий, пришел к нему начальник цеха и говорит: «Золотые у тебя руки!» А я смотрю, Костин даже обиделся. Показывает мне потом руки — сбитые, мозолистые, рабочие: «Смотри, какие они золотые? Голову нужно иметь! — вот что я тебе скажу». Здесь-то, я думаю, лежит разгадка и самого Иванова. У него не только золотые руки, а и золотая голова. И мне мыслится, что он, словно эстафету, несет ребятам такое высокое понимание назначения современного рабочего. Лаборатория технического творчества — единственная не только в Ленинграде, но и в стране. Когда ее организовывали несколько лет назад, думали: кому ею руководить? Среди претендентов были: научный сотрудник, профессиональный педагог, инженер. А остановились на Иванове, потому что не один десяток изобретений значится за его именем в государственном реестре. И тогда обнаружилась еще одна грань таланта Александра Михайловича — педагога по велению души. — Для того чтобы изобретать, 7
|