Юный техник 1979-01, страница 26совой памятью. Ведь парфюмер, создавая композицию, должен держать в ней оттенки ароматов около трехсот душистых веществ. И помочь ему не в силах никакие автоматические приспособления. Основное орудие производства — собственное обоняние. Причем оно у человека обостряется весной и летом, слабеет осенью и зимой. В распоряжении композитора семь основных нот. Художник также располагает ограниченным количеством основных красок. А на вооружении парфюмера сотни пахучих веществ! Какое же неисчислимое множество неповторимых, сложнейших ароматов он может сотворить! Но как разобраться в этом мире запахов? — У нас есть свои секреты, — поясняет руководитель лаборатории Алла Яковлевна Клюева. — Это, как в строительстве, крупные блоки или панели. Мы их называем базами. Конечно, аналогия далекая, но все-таки она отражает общую идею. Базы — это смесь иногда десятков различных веществ, обладающая строго определенным запахом. В одних случаях он в точности воспроизводит природный аромат, например, ландыша или жасмина, в других — фантазия парфюмера творит совершенно оригинальный аромат, который в природе не встретишь. Проект композиции новых духов строят из баз, найденных ранее опытным путем. При составлении же окончательного букета должны быть соблюдены особые законы смешения ароматов. Тут многое диктует химия. Случается, что два вещества дают прекрасный аромат, но тотчас при их слиянии начинаются реакции, которые этот аромат полностью разрушают. И тогда снова поиск. Обилие различных веществ в композиции объясняется еще и необычайной сложностью вос- приятия человеком запахов. Простой пример: если в мороженое добавить лишь ванилин, то в первые минуты оно будет приятным, затем запах начнет раздражать, вызывая неприятные ощущения. Это происходит потому, что запах ванилина не изменяется, не дает новых оттенков, он «давит» на органы обоняния точно так 23 |