Юный техник 1979-03, страница 47

Юный техник 1979-03, страница 47

ния или уменьшения размеров обычных растений, соединения частей различных растений в одно причудливое целое, изменения цвета. Получится что-нибудь вроде баобаба с голубыми кленовыми листьями и непомерной величины ярко-красными желудями. Дальше — остановка.

Но вот запись рассказа одного из слушателей школы изобретательского творчества о том, как он справился с заданием по РТВ: «Я представил дерево высотой... в двадцать тысяч километров. Это в полтора раза больше, чем диаметр Земли. Впрочем, сначала и в таком гигантском дереве не было какого-то принципиально отличного качества. Но я неспроста наделил свое дерево именно такими размерами — высота и определила это новое, небывалое качество. Во-первых, под действием силы Кориолиса вершина его должна отклоняться. Во-вторых, вершина должна стремиться из космического пространства вниз, к теплу, к воздуху. Значит... Значит, дерево просто лежит на Земле и как бы обнимает ее. А если таких деревьев много, они переплетаются, образуя нечто похожее издали на марсианские каналы... Вот совсем новое, фантастическое качество — деревья-каналы...»

Человек с тренированным воображением не только зримо представит все следствия, которые произойдут в результате модификаций какого-то предмета, он может «включать» воображение на микроуровне, видоизменяя каким-то образом клетки дерева и получая совершенно новое качество растения, или, напротив, смотреть сразу на весь лес. придумывая опять-таки совершенно новое... Таковы некоторые из приемов тренировки воображения, попробуйте их на практике, беря разные объекты. Один из наших фантастов, Север ГансоЕСкий, человек, наделенный

большой силой воображения, очень удачно, кстати говоря, придумал в своем рассказе «Хозяин бухты» невиданный вид животного, пользуясь именно методом микроуровня. Животное, по фантазии автора, способно было распадаться на отдельные одноклеточные организмы и объединяться в единое целое, когда надо на кого-нибудь охотиться...

— Вот повод, чтобы перейти к фантастике. Вопросов здесь может быть много. Как вы стали фантастом? Помогает ли чтение фантастики, как и РТВ, изобретателям?

— Многие изобретатели действительно охотно читают фантастику. Меня интересует в фантастике возможность заглянуть в будущее. Хотя как читатель я люблю всякую фантастику — и юмористическую, и про машину времени, лишь бы было хорошо написано. Нельзя, однако, сказать, что сейчас фантастика — это действительно фейерверк дерзких идей и смелых мыслей. Часто повторяются сюжеты, ситуации. Досадно... Однажды, следуя привычке все на свете укладывать в определенные рамки, таблицы, схемы, я составил «Регистр фантастических идей». Любопытная получилась картина! Я разделил всю известную мне фантастику на ряд классов: человек, космос, пришельцы, кибернетика, путешествия во времени и т. д. Классы делились на подклассы, группы и подгруппы. Оказалось, что в каждой подгруппе темы и идеи образуют четыре этажа. Первый — когда есть один фантастический предмет, например один человек-невидимка. Второй этаж — дальнейшее развитие идеи: человек-невидимка не один, а их много. Третий этаж — следующий шаг: нет необходимости в фантастических предметах, но зато есть результаты их действия. Четвертый — высшее развитие идеи, когда нет необходн

44