Юный техник - для умелых рук 1986-04, страница 15

Юный техник - для умелых рук 1986-04, страница 15
РАМЫ ДЛЯ КАРТИН

Хозяин в доме

щ

Мы расскажем, как самим сделать раму размером 100X75 см. А если же вам потребуется рама большего или меньшего размера, придется соответственно увеличить или уменьшить длину деталей и их толщину. Так же по желанию можно расположить и декоративные узоры из нескольких элементов, которые в качестве образцов приведены на рисунке 1 (стр. 16).

Для начала подберите ровные сосновые или еловые доски толщиной 2,5 см и шириной 6 см. Желательно, чтобы древесина была выдержана не менее одного года — тогда она не будет коробиться. Доски тщательно остругайте рубанком.

Лицевая сторона доски не должна иметь дефектов — сучков и сколов. Эту сторону обработайте особенно тщательно. С тыльной стороны по краю заготовок нужно сделать прямоугольный паз шириной 0,8 см — на готовой раме он послужит углублением для крепления картины.

Далее приступайте к изготовлению реек, которые образуют внешний край рамы. Их размер ЗХ Х0,6 см. Здесь требуется особая аккуратность, чтобы толщина реек была одинакова по всей длине. Готовые рейки вначале смажьте клеем (казеиновым, столярным или БФ-2), а затем прибейте к доске мелкими гвоздями, как показано на рисунке 2. Проследите, чтобы рейка на лицевой стороне доски выступала на один и тот же размер по всей длине.

Вдоль противоположной стороны доски, отступив на 0,5 см от края, прибивается на клею другая рейка размером 0,6X0,6 см.

Обе рейки на лицевой стороне досок образуют широкий паз, в котором размещаются элементы декоративного узора.

Таким способом изготовьте две пары заготовок длиной по 100 и 75 см.

Чтобы сделать из них раму, необходимо концы отрезать под углом 45 . Эту операцию удобнее провести в приспособлении под названием стус-ло — оно показано на рисунке 3. Из трех ро'вкых досок одинаковой длины сбивается желоб. Желательно нижнюю доску подобрать более толстую, тогда две боковые будут надежнее к ней прибмты. Если для боковых стенок подберете доски толщин ной 20—25 мм, то основание лучше сделать из доски 50 мм. В боковых стенках желоба сделайте пропил точно под углом 45°. В этот пропил будет еставляться ножовка. Если заготовка будет уже ширины желоба, то ее следует зафиксировать клином или при запиливании с силой прижимать рукой к одной из стенок.

Вот в таком приспособлении и отрезаются концы заготовок рамы.

Теперь посмотрите на рисунок 4. Здесь показан один из способов крепления заготовок между со* бой. Для этого ножовкой пропилите поперечный

паз. Ширина его зависит от развода зубьев пилы. Если вы пользуетесь обычной ручной ножовкой, ширина паза не превышает 2,5 мм. Подберите соответствующую ширине паза дощечку или фанерку. Вставьте ее на клею в паз заготовок и соедините их. Таким способом соедините все углы рамы. Готовую раму положите на ровную поверхность и оставьте на сутки для просушки. Когда клей высохнет, выступающие края дощечек и капли клея аккуратно удалите

Теперь о декоративном украшении рамы. Подготовьте кусочки фанеры или дощечки шириной 49 мм — такова ширина канавки на лицевой стороне рамы. Толщина заготовок не более 6 мм. На эти заготовки при помощи копировальной бумаги переносятся заранее сделанные на бумаге эскизы декоративных элементов. На первых порах вы можете воспользоваться элементами декоративного оформления, которые приведены на наших рисунках. Но можете сделать их и по своему желанию. По контурным линиям выпилите лобзиком несколько одинаковых деталей. Далее тщательно обработайте их рашпилем и шкуркой. А теперь установите заготовки на лицевой стороне рамы в углублении и обведите по контуру карандашом. Поочередно снимая каждую деталь, смажьте ее клеем и поставьте на свое место. Когда клей высохнет, внимательно посмотрите, не выступают ли где капли клея. Если есть, удалите. Только после этого можете приступать к покрытию рамы мебельным лаком.

Цвет дерева можно изменить, пропитаз его до лакирования морилкой. Плотность морилки подбирается в зависимости от колорита самой картины.

Хорошо покрыть раму бронзовым порошком, разведенным лаком. В такую краску можно добавить еще какую-нибудь теплую краску, наприм^э сиенну, умбру или коричневый марс. Только добавлять такие краски надо понемногу, чтобы цсет бронзы оставался главенствующим. Все выпуклые места рамы лучше покрасить чистой бронпосой краской. Hotne того как краска высохнет, всо выпуклые места можно слегка отполировать суконкой, натертой порошком мела.

На рисунке 5 показаны другие элементы декоративного оформления рам. Детали этого оформления можно выпилить лобзиком из фанеры* Пр краям картины выпиливаемые места обозначены черны|м цветом. В углах же наклеиваются деревянные пластины, в кбторых лобзиком вырезается орнамент белого цвета. Более сложную раму (она показана на нижнем рисунке) можно изготовить с применением стамески и рашпиля.

С. ПИВОВАРОВ Рисунки автора

15

г