Юный техник - для умелых рук 1985-05, страница 8С срузъями ( у. ( \ ИДУ НА ТАРАН Как стрела из тугого лука, перехватчик рванулся к цели. Его тяжелый обтекатель скользнул по килю самолета Противника. Таран — грозное оружие! Вот самолет переворачивается и падает на землю, а пилот катапультируется, медленно приземляется на парашюте-дельтаплане... Как вы уже догадались, мы описали эпизод интересной игры, в которой модели самолетов перемещаются по натянутым лескам. Она не так проста, как кажется. Ведь в условной зоне может появиться не один самолет противника, а несколько. Одному перехватчику с ними не справиться. Поэтому и в вашем распоряжении их несколько. Управляют ими с командного пульта КПП. Такой же пульт управления и у самолетов вашего товарища по игре — пульт мишеней КПМ. Итак, две противоборствующие стороны: оператор наведения перехватчиков — это ты и твой товарищ — оператор управления мишенями. Кто победит? Победит тот, кто выполнит поставленную задачу. Либо прорвется в зону, либо собьет все неприятельские самолеты. Прежде чем браться за изготовление игры, познакомим вас с ее «механикой». Посмотрите на схему игровой площадки. Пульт КПП похож на большую раскрытую книгу с изменяемым наклоном половинок его корпуса. Старт каждой модели-перехватчика осуществляется при помощи клавиши, резинового жгута-катапульты и лески, натянутой по боевому курсу от пульта к ролику, закрепленному на противоположной стеле. К противоположному концу лески призязан тяжелый груз— он поддерживает ее в натянутом состоянии. От пульта отходят несколько лесок. Они параллельны и идут вверх. Пульт КПМ располагается рядом с пультом КПП. Но в отличие от последнего имеет дис1анционное управление запуском моделей. Модели-мишени также скользят по пескам, но сверху вниз. Устройство КПМ поясняет «Схема дистанционного управления» на нашем рисунке. Концы лесок, по которым перемещаются мишени, крепятся на стене или специальной стойке, они проходят чуть ниже лесок, по которым перемещаются модели перехватчиков. Можно заранее отработать несколько вариантов с углами наклонов КПП и КПМ — это позволит изменять условия игры. Нетрудно догадаться, что в игре мишени правого фланга атакуются перехватчиками, стартующими с правой стороны КПП, и наоборот. Обтекатель перехватчика должен сверху задевать киль модели-мишени своего фланга в точках пересечения лесок. Поэтому советуем заранее пронумеровать модели перехватчиков и мишеней — тогда легче будет ориентироваться. А теперь сравним модели противоборствующих сторон. Фюзеляжи, кили, стабилизаторы и турбины у них одинаковые. А вот крылья разные. У моделей-перехватчиков они отведены назад. А у модели-мишечи они расправлены во всю ширину. Бы заметили, конечно, что у всех моделей по два киля — сверху и снизу. У наших моделей нижний киль служит упором для катапульты. У моделей, предназначенных для нашей игры, высокая прочность. Фюзеляж (дет. 1) выполнен из фанеры толщиной 5—6 мм. Крылья тоже фанерные — толщиной 2—3 мм. Крылья составляют целое с верхними кожухами турбин и стабилизаторами (дет. 2 и 9). Из фанеры такой же толщины выпиливаются боковые и нижние стенки кожухов турбин и три шпангоута, усиливающие их (дет. 3, 4, 5, 6, 7 и 8). Манекен летчика на дельтаплане (дет. 11) проще всего изготовить из плотного картона. Основное требование для всех моделей — точная подгонка и плотнее соединение деталей. От того, как вы выполните соединительные вырезы-пазы, зависит прочность моделей. Чтобы не ошибиться при сборке, внимательно рассмотрите их на рисунках. Обратите внимание: передним кромкам крыльев, стабилизаторов и килей необходимо придать клинообразный профиль. Тщательно снимите заусенцы. На воздухозаборниках и соплах турбин после сборки снимите фаски. Для ведения воздушного боя потребуется 4 звена — по три модели в каждом. Вот почему мы решили упростить их изготовление, то есть унифицировать детали. Чтобы получить одинаковые заготовки, созетуем поступить так. Контуры деталей на рисунке увеличьте по клеточкам в два раза. Начертите и вырежьте из плотной бумаги шаблоны. Положите их на лист фанеры, обведите карандашом и выпилите лобзиком. Пилить каждую заготовку надо не по линии контура, а с припуском, оставляя контурную линию нетронутой. Попробуйте соединить детали без чистовой обработки. В тех местах, где «заедает», необходимо произвести подгонку по месту. Она производится вручную с помощью на пильника и наждачной бумаги. Если детали соединяются неплотно, надо сделать другие, учтя ошибки. Проверенные в сборке фанерные детали положите на лист жести и, обведя шилом или чертилкой, вырежьте их. Снимите заусенцы. Получились шаблоны — точные копии фанерных деталей. Эти шаблоны облегчат тиражирование деталей для изготовления одинаковых моделей. На примере шпэнгоутй 8 поясним, как это делается. На каждую модель нужно изготозить по шпангоуту. Значит, потребуется выпилить их двенадцать штук. Материал — фанера толщиной 2—3 мм. Карандашом обводим шаблон на листе фанеры двенадцать раз. Следим за экономным расходованием материала. Учтите, контурные линии не должны пересекаться. Выпиливаем заготозки так, чтобы линии нигде не пересекались, а пилка не заходила за линию контура. На заготовках сделаем отметку «верх». Сложим заготовки стопкой, положив сверху жестяной шаблон. Припуски на обработку деталей образовали вокруг шаблона «рамку». Зажмем струбциной всю стопку, не забывая созместить отметки «верх». На сверлильном станке просверлим дза отверстия диаметром 5,2 мм (их называют технологическими, они нисколько не снижают прочность и в дальнейшем будут оклеены цветной бумагой). Теперь соединим шаблоны между собой, ззжав их струбциной. Просверлим идентичные отверстия и во втором шаблоне. Снимем заусенцы. Снова соберем стопку заготовок, зажаз ее сверху и снизу между шаблонами. Соединим стопку винтами и гайками М5. В таком виде стопку легче обрабатывать напильником. Закончив обработку, гайки отверните, а винты выньте. Перзая партия деталей го-юва. Таким же способом тиражируются остальные детали. Окончательную сборку моделей проведите на верстаке со слесарными тисками. Они заменят вам стапель. Соединения фюзеляжа и крыльев показаны на рисунке. Одна деталь вдвигается в другую, образуя крест. Верхний, большой киль зажмите в тисках, плотно прижав соединенные с фюзеляжем крылья к губкам. Между деталями образуе'ся прямой угол. Те- 8 |