Юный техник 1979-06, страница 43

Юный техник 1979-06, страница 43

очень небольшим, иначе струны при игре не смогут расколебать весь корпус, резонанс будет быстро затухать. Но и до нижнего предела доводить нельзя' звучит все-таки дерево и чем его меньше, тем беднее тембр инструмента. Кроме того натянутые струны могут покоробить слишком тонкую деку, и гитара погибнет Значит, и здесь нужно искать — и находить каждый раз заново — золотую середину

Кстати, о струнах. Тут тоже не обходится без противоречий. Хорошая гитара любит хорошие струны — они обладают собственным красивым тембром, который должен отвечать тембру гитарь Более того, в идеале для каждой гитары — ведь они даже у одного мастера получаются хоть чуть-чуть да разные — нужно делать уникальные струны. И тут уже дело не только в тембре Гитара должна звучать а строго определенном строе, как и другие музыкальные инструменты. Но бывает, мастер подтянет или ослабит струны — и гитара звучит намного интереснее. А строй уже не тот Значит, нужны другие струны, которые при найденном натяжении сохранят строй. Но делать струны отдельно для каждой гитары хоть и возможно, но очень трудоемко и дорого. Так что гитаристы обходятся пока просто хорошими струнами

А что такое хорошая струна? На старинных гитарах были натянуты жильные струны. Они обладали прекрасным тембром, но служили недолго, быстро лохматились. Потом научились делать струны из металла. Поначалу гитаристы обрадовались — их устраивали стойкость и дешевизна металлических струн. А потом затосковали по старым — новье своим звоном заглушапи тембр дерева. Но возврата к жильным струнам, конечно, уже не было. И вот недавно появился нейлон. Струны сделанные из него с до

бавлением специальных присадок, звучат почти как жильные. Найден приемлемый компромисс

Есть противоречия и другого характера — тут мастерство уже ни при чем Дерево для гитары должно быть выдержанным. Заметьте — не просто высушенным (этого как раз добиться легко), а именно вь держанным. Разница существенная У высушенного дерева соки из капилляров испарились, но остапась пустота, готовая тут же заполниться влагой. Если сделать гитару из такого дерева, лотом ее нужно держать в оранжерейных условиях, иначе она отсыреет и покоробится. А у выдержанного дерева капилляры засмолились и влагу уже не принимают. Его можно бросить в воду, а потом делать гитару

Так где же взять выдержанное дерево? Если вы увидите, как из развалин снесенного бульдозером старого дома кто-то вытаскивает половицы, это скорее всего музыкальный мастер Но так можно добыть ель, сосну, березу А палисандр, красное дерево, орех? Старинную мебель уже не выбрасывают — наоборот, она снова в моде. Пробовали мастера делать гитары из дек отслуживших свое роялей И долго не могли понять, почему получается не так, как ожидалось — ведь уж куда лучше выдержанное дерево! Оказалось, оно просто привыкло к другому режиму звуковых колебаний и перестроиться уже не может Половица — та работала только на изгиб, а это дерево много лет звучало.

Так что мастеру иной раз труднее найти материал, чем сделать из него инструмент.

Но допустим, что найдено идеальное дерево, налажена выделка уникальных струн и, главное лучшие мастера готовы взяться за работу. Оказывается противоречия и тут не исчерпаны.

40