Юный техник 1979-06, страница 41

Юный техник 1979-06, страница 41

допустим, другое призвание — вы стремитесь быть инженером, токарем, физиком. Но любите гитару и просто хотите научиться на ней играть — для себя и для друзей Займитесь в серьезном кружке (не на ускореннь х курсах) и уже на втором-третьем году вам будут доступны необыкновенно красивые вещи, написанные специально для гитары.

Наверно, на этом пути вас ждут тернии, и прежде всего в своей семье. Для очень многих гитара — нечто легкомысленное, пустая забава. Вот скрипка или фортепиано! Поэтому, если родители без энтузиазма воспримут ваше желание, не судите их строго Лучше докажите своей игрой, что гитара — это не менее серьезно И если ваше увлечение не угаснет с годами, может быть, когда-нибудь вы закажете себе настоящую гитару

А та, что у вас в руках, не настоящая?

Нет

Что же такое гитара!

Один психолог, проводя по какому-то поводу социологический опрос, включил в анкету такой пункт «Есть ли у вас гитара?» Потом, проанализировав ответы и сделав несложный подсчет пришел к выводу, что в нашей стране сейчас около шестнадцати миллионов гитар Цифра, конечно, очень приблизительная, полностью доверять ей нельзя, но вы-то и без нее знаете, что это самый распространенный инструмент Чтобы удовлетворить (пока безуспешно) спрос, гитары делают не только на музыкальных фабриках, но и на мебепьных комбинатах — как предмет ширпотреба

И в то же время настоящих гитар от силы полторы-две сотни Делают их мастера — их имена известны наперечет Стоит такая гитара столько же, сколько стоит

пианино, и зто не прихоть мастера, а истинная цена инструмента, сработанного полностью вручную из благородного дерева.

Что, в этом и все отличие — в более высоком качестве материала и работы? Нет Получается при этом не просто более высокое качество, а другое качество.

Корпус обычной гитары только усиливает звук струны Поэтому его и можно делать из чего угодно — строительной фанеры, прессованных опилок пластмассы и даже металла. Корпус настоящей гитары создает неповторимый тембр сам по себе. Можно не прикасаться к струнам, а лишь ударить легонько пальцами по деке и поднести гитару розеткой к уху Вы услышите, как звучит дерево, обработанное руками мастера.

Звучит. Природу звука вы конечно, знаете из школьного курса физики — что-то, колеблясь, колеблет воздух а воздух, в свою очередь, колеблет ваши барабанные перепонки. Природу музыкального звука вы тоже знаете — это те же колебания, только упорядоченные. Скажем, ля первой октавы — 440 колебаний в секунду А как мь отличаем ля, сыгранное на трубе, от того же ля, взятого на скрипке? К основной частоте примешиваются дополнительные, кратнье основной. У каждого инструмента сочетание этих дополнительных призвуков разное. Одних меньше, других больше, третьих совсем нет — это и создает тембр

Задача гитарного мастера — сделать так, чтобы корпус инструмента не только воспроизводил любые частоты, основные и дополнительные, создаваемые струнами, но и, резонируя, примешивал к ним собственнье.

Как же мастера добиваются красоты звучания гитары?

Верхнюю деку делают из резонансной ели. Внутри корпуса

38