Юный техник 1980-06, страница 21

Юный техник 1980-06, страница 21

высокочастотным- облучением обусловлено, возможно, чем-то иным. Можно предположить, что в этом случае звуковые волны способны порождать какие-то особые вихри, которые возникают с частотой, равной частоте воздействующего звука. Эти «звуковые» вихри могут в определенной мере препятствовать росту и разрушению более мощных исходных вихрей, имеющихся в струе. В результате струя дольше сохраняет относительную упорядоченность, снижается степень ее турбулизованно-сти.

Что же, пусть окончательно объяснения эффекту пока не найдено. Использование его в современной технике уже сегодня открывает широкие перспективы. И многое будет зависеть от фантазии и изобретательности инженеров, конструкторов, технологов. Я и сам не удержался от-соблазна пофантазировать.

Представьте себе, взлетает турбореактивный лайнер, а шума от него не больше, чем от автомобиля. С виду этот самолет почти ничем не отличается от своих предшественников, но в полете его аэродинамические качества преображаются. Под его обшивкой установлены высокочастотные облучатели, которые снижают турбулентное сопротивление воздуха. А потому такой самолет может быть и легче, и стремительней, и дольше находиться в полете...

По улыбкам моих собеседников догадываюсь, что фантазия завела меня, видимо, слишком далеко.

— Принципиальных запретов, с точки зрения чисто научной, в создании такого самолета, может быть, и нет, — говорит Евгений Владимирович. — Но пока это, пожалуй, слишком далекая фанта

2*

зия. Поэтому лучше спустимся на землю...

Каждая новая конструкция самолета, как известно, вначале испытывается на земле — в аэродинамической трубе. А ведь эти трубы тоже имеют разную конструкцию и, разумеется, по-разио-му шумят. Теперь мы уже точно знаем, что звук влияет на аэродинамику турбулентного обтекания. Значит, нужно и звуковые характеристики трубы учитывать в экспериментах.

Или возьмем иной пример — ткацкий станок. Сегодня в ткачестве начинают все шире использовать малооперационную технологию. Челнок в новых станках заменяет струя воздуха. Но она сильно завихряется и не может далеко пробросить нитку. Ткань таким способом приходится делать узкой. Если же облучать струю высокочастотным звуком, увеличится ее дальнобойность, а значит, и ширина ткани увеличится.

А вот в химической технологии зачастую нужна именно турбулентность. В реакторе она помогает с предельной скоростью перемешивать вещества, которые в этом случае быстрее вступают в реакцию. Здесь пригодится низкочастотное облучение. Меняя его режимы, можно управлять химическим процессом...

Освоение удивительных «островков», где неукротимая прежде турбулентность становится послушной звуку, только начинается, и тут есть над чем поразмыслить и дам, любознательные читатели.

А. СПИРИДОНОВ

Рисунки О. ВЕДЕРНИКОВА 19