Юный техник 1980-09, страница 14

Юный техник 1980-09, страница 14

ратура ее придонного слоя всего несколько градусов выше нуля. Этого достаточно для образования гидратов, так как они могут существовать и при положительных температурах. Итак, некоторые условия выполнены. Рассуждаем дальше. На дно постоянно оседают органические вещества — останки морских животных и микроорганизмов. На поверхности дна и в толще осадков они интенсивно разлагаются, выделяя метан-. Все это естественно и бесспорно. Но как должны себя вести дальше пузырьки газа?

Так называемый «здравый смысл» подсказывает: они должны всплывать. Но эксперименты выявляют совсем иную картину.

Газы не устремляются вверх, а превращаются в гидраты, крис-сталлики которых устраиваются в микрополостях рыхлых осадочных пород. Насыщенные гидратами отложения оказываются под слоем свежих осадков и через некоторое время опускаются за нижнюю границу зоны гидрато-образования. Там гидраты начинают разрушаться. Пузырьки газа, вырвавшиеся из ледяного каркаса, пробираются вверх по лабиринтам трещинок и пор и... снова оказываются в зоне гидра-тообразования.

Так на дне океанов и морей миллионы лет идет процесс накопления твердого газа. Месторождения его простираются на тысячи километров! Причем залегают неглубоко — от нескольких сантиметров до 200—300 метров от поверхности дна.

Подсчитать точно запасы необыкновенного газа очень сложно. Но приблизительные цифры говорят о том, что их в сотни раз больше, чем нефти и газа во всех разведанных месторождениях!..

Как же подобраться к этим несметным и почти нетронутым богатствам?

Способ для этого, скажем, на суше, вероятно, только один: раз

рушать залежь в недрах и добывать гидратный газ через такие же скважины, что и обычный. Для этого нужно либо сбросить давление в пласте, либо каким-то образом подогреть его, либо закачать под землю разрушающее гидраты вещество. Но дело это чрезвычайно тонкое. По сути, мы будем иметь в недрах огромный реактор, где идет разложение вещества. Процесс этот нельзя вести ни слишком быстро, ни замедленно. Иначе легко потерять нить управления. Например, бурно разлагаясь, гидрат резко понизит температуру в пласте, компенсирует тем самым падение давления — добыча остановится.

Самыми разными хитроумными могут быть подземные ситуации в месторождении и вблизи него. И того же они потребуют от горняков. Например, под залежью газогидратов течет горячая подземная река. Ее заманчиво подключить к «реактору», пробурив скважину сквозь пласт к водоносному горизонту. Тогда и никаких дополнительных мер для разрушения гидратов не потребуется. Или другой пример: газогидратная залежь часто соседствует с обыкновенной. Здесь опять-таки важно проявить изобретательность, которую природа оплатит щедро...

На океанском дне изобретательской фантазии потребуется не меньше. Тут сами необычные условия потребуют необычных же решений. Например, недавно предложен остроумный проект разработки газогидратов с помощью так называемых колоколов.

...На дно опускают гигантскую, диаметром десятки метров, воронку, связанную трубой с плавучей платформой-заводом. Под воронкой помещают радиоуправляемую машину-рыхлитель, которая разрушает донные породы, заключающие в себе гидраты. Гидраты начинают разлагаться. Пузырьки газа устремляются вверх и, ес

12