Юный техник 1980-10, страница 45

Юный техник 1980-10, страница 45

ла как бы химической моделью сердца.

Но объединяет их, правда, ие химия — здесь родство скорее физического порядка. Впрочем, вы все поймете, сами, когда увидите реакцию. У нас ее смогут вам показать.

Мы проходим в химическую лабораторию и останавливаемся у стола. Сейчас из обычных химических компонентов возникнет нечто удивительно подвижное, как скажут ученые — возбудимое.

Лаборант наливает в плоскую чашку оранжевую жидкость — броммалоновую кислоту с окислителем — броматом КВ203. Добавляет туда катализатор — комплексные ионы железа F2+ и F3+ для убыстрения реакции. Затем подносит к зеркальной поверхности иглу — здесь возникает источник импульсов. И вот по оранжевой глади пошли вдруг голубые кольца. Реакция началась. Прошло десять минут, а волны не гасли: от того места, где был получен импульс, шли все новые и новые колечки. Раствор был химическим автогенератором. Ритмичность, с которой волны расходились по поверхности, очень напоминала абстрактную картину, нарисованную математиками — исследователями сердца.

Но вот лаборант наливает в чашку щелочь КОН для понижения кислотности. В смеси образуется химическая неоднородность. Вы уже догадались, что задача этой неоднородности притормозить ход голубой волны.

Выждав, когда очередное колечко выйдет из центра и начнет расти, лаборант еще раз касается центра иголочкой — катализатором. Дан дополнительный импульс. Новая волна стремится догнать предыдущую но неожиданно встречает препятствие и рвется. Потом вдруг закручивается вихрем, а через минуту в чашке уже настоящая буря — голубые вихри кружатся по поверхности. Их становится все больше. Голубые

кольца рвутся, образуя точечные спир? ли.

Значит, вихри в возбудимой среде не фантазия. Почти нет сомнения, что догадка была верной. И все же давайте убедимся в этом на работе с живыми тканями.

Мы снова у биоэлектрического прибора. На дисплее все те же равноудаленные светлые линии. Перед нами кусочек здоровой ткани сердца с вживленными в нее электродами. Некоторое время картина не меняется. Идет здоровый волновой процесс. А теперь попробуем нарушить его. Вслед за естественным дадим дополнительный электрический импульс. Неужели и после этого сердечная мышца справится с работой? Белые линии иа экране продолжают двигаться, появляются методично и точно. Но что это? Самая нижняя стала вдруг скругляться, сворачиваться. На снимке вы видите ее уже почти закрученной в спираль. Думаю, объяснять, что произошло, вам уже не надо. Итак, математики оказались правы.

КОМУ И ЗАЧЕМ НУЖНЫ ЭТИ ВИХРИ?

Во-первых, врачам: нельзя лечить болезнь, не зная ее природы. Медики воспользовались открытием. Раньше химические препараты против аритмии подбирали экспериментально. Математики же облегчили работу медикам и фармакологам. Они вывели критерии, подсказавшие простой и надежный путь создания аритмических препаратов. Вот ответ на первый вопрос Сережи Ляшко.

Итак, вихри — явление отрицательное? Не будем торопиться с выводами. Кое-где эти вихри могут быть и полезны. Вспомним реакцию Белоусова—Жаботинско-го. Так вот, в 'результате появления вихрей конечные продукты удавалось получать в четыре раза быстрее. Значит, если подобный

43