Юный техник 1980-10, страница 44

Юный техник 1980-10, страница 44

которым передается от генера--^ра возбуждения волна. Как? Это вы уже знаете из первой главки.

Каждая клеточка восприняла сигнал, выдала его и успокоилась, снова восприняла сигнал-Возбуждение при этом передается всем соседним клеткам — возникает фронт волн. Вот теперь нам потребуется мудреное слово «ре-фрактерность» (время восстановления). За возбуждением наступает период рефрактерности. Если в эту еще не восстановившуюся зону послать еще один импульс, то клетки не прореагируют, пока не восстановится их активность. Тогда они снова будут готовы работать.

Все это математикам удалось выразить с помощью формул. А теперь представим, что наша абстрактная возбудимая среда неоднородна по своим биохимическим свойствам — в сердце, например, множество неоднородных участков. Что из этого следует? Разумно предположить, что в разных участках клеточки поведут себя по-разному: одни будут восстанавливаться быстрее, другие медленнее.

Как будет меняться в этом случае общая картина процесса?

Задачу поручили ЭВМ, и машина ее решила. Вот вывод: картина не изменится, если сигналы, посылаемые в заторможенный участок (где рефрактерность больше), будут реже. Ну а если правило, которое подсказала ЭВМ,

по какой-то причине нарушается, что случится? Так как у нас неоднородная, с участками разной рефрактерности среда и между импульсами проходит достаточно времени, чтобы клетки восприняли каждый следующий импульс, все будет нормально. Если же нет, то фронт следующей волны наткнется на заторможенную зону. Значит, какой-то группе клеток, наткнувшейся на заторможенность, некуда будет передать возбуждение. В этих точках оно погаснет. Образуется разрыв фронта волны. Свободный конец фронта волны начнет огибать заторможенную область. По мере того как клетки заторможенного участка будут восстанавливаться, «хвост» будет закручиваться все больше. Но ведь волны от генератора импульса идут по всем направлениям, а не-однородностей в ткани сердца много, выходит, и вихрей будет множество... По расчетам, картина должна быть именно такой. А в жизни?

ХИМИЧЕСКИИ МАЯТНИК

— Кто из нас первым пришел к открытию? — продолжает Крин-ский. — Трудно сказать. Мы шли своим путем, химики своим. Но, несомненно, их работа по созданию химически возбудимой среды очень помогла нам. Реакция Бе-лоусова—Жаботинского (название дано по имени ее создателей) бы

Разрыв волны в неоднородной среде: распространение, одиночной волны, возникновение разрыва, закручивание и образование вихря.

42