Юный техник 1980-10, страница 53

Юный техник 1980-10, страница 53

градить путь газу, иногда мы возводим гипсовые, быстрозастываю-щие перегородки в туннелях и горных выработках.

Огонь. Уголь при определенных условиях обладает коварным свойством самовозгораться. Есть способы борьбы и с огнем. Горноспасатели вооружены большим арсеналом средств, в том числе генераторами инертных газов (ГИГами), то есть авиадвигателями, которые с большой мощностью подают на пламя отработанные газы, вытесняют кислород и тем самым тушат огонь. Для ведения таких операций мы надеваем газотеплозащнтные костюмы «Прометей», выдерживающие температуру до 140 градусов.

Вода. Подземные глубины нередко бывают сильно увлажнены, встречаются там своего рода реки и озера, а значит, не исключены наводнения. Словом, нам надо уметь работать в водолазных костюмах.

Горноспасатель — это еще и медик. Он должен уметь оказывать первую помощь пострадавшим.

Понятно, что в такой профессии пользу могут принести только люди физически сильные, закаленные, выносливые, ловкие. И обязательно умелые — к нам принимают' на работу тех, кто прошел горняцкую школу, кто умеет вести проходку на уровне шахтеров-рекордсменов, кто хорошо разбирается в подземной технике.

На мой взгляд, горноспасатель должен обладать лучшими человеческими достоинствами. Смелость — без нее под землей, и особенно при чрезвычайных обстоятельствах, вообще делать нечего; чувство товарищества — в тебе должен быть уверен твой друг и коллега, который идет на аварию рядом; трудолюбие — оно также необходимо, ведь работать нужно, не считаясь со временем, усталостью. Хладнокровие и точный расчет — без этих качеств,

оказавшись один на один со стихией, не выйдешь победителем. А с,ними соразмеришь степень риска со своими силами и возможностями. Доброта — без нее человек не сможет пойти до конца, до самого края, чтобы спасти человека...

Вот недавно рассказывал мне мой товарищ, респираторщнк-во-долаз Владимир Иванович Омель-яненко... В одну из шахт прорвалась вода. Вторые сутки шли спасательные работы, а одного из пострадавших не могли найти. И вдруг Омельяненко услышал в воде далекий, слабый постук по металлической трубе. Стучит — значит, жив!

И Омельяненко отправился на звук одни — дорога была каждая секунда. Он обнаружил шахтера в воздушном «кармане» под самой кровлей, надел на пострадавшего свою маску: чтобы выбраться из ловушки, им нужно было несколько раз нырять под воду. Владимир Иванович сумел вытащить ослабевшего шахтера в безопасное место.

Кого берут в горноспасатели? Про всех мне говорить трудно, расскажу о себе. Я вырос в Донецке, в городе шахтеров и шахт, так что неудивителен мой выбор профессии. Отслужив в армии, пошел работать под землю — машинистом шахтного электровоза, а потом электрослесарем. И работал долгие годы. Но тут у нас вышла авария, небольшая, правда, никто в ней не пострадал, но горноспасателей все равно вызвали. Пришли вроде бы шахтеры как шахтеры, но я увидел, с каким уважением относятся к ним все — от директора шахты до самого опытного проходчика. В этот момент и появилась у меня мысль стать горноспасателем.

Это оказалось не так просто. После экзамена на знание шахтерской профессии, всех ее хитростей и трудностей меня приняли в школу командного состава горноспасателей. Затем еще стажировал

4 «Юный техник» № 10

49