Юный техник 1980-11, страница 9

Юный техник 1980-11, страница 9

Ведь практически ни одну деталь готовой заменить не удается, почти все приходится делать заново...

Как бывший наставник Алексея — теперь, кстати, он сам имеет подопечного, — я берусь сказать о нем, на мой взгляд, главное: он человек вдумчивый и надежный. Приведу в пример только один случай, он, наверное, потому и запомнился, что это было вскоре после того, как Алексей пришел в цех. Ему нужно было вырезать из большого куска резины квадрат размером с пачку папирос. Всего-то I Положил Алеша резину на свой стол, стал резать. И так и сяк с ножом пристроится, а ничего не выходит. Смотрю, рабочие уже улыбаются. Сразу новичку никаких советов не дают: есть у. нас такое неписаное правило. Алеша тоже словно замкнулся, ни на что внимания не обращает... А через несколько минут вижу: закрепил резину в тисках, отогнул свободный ее край, и пошел нож легко и ровно, как по маслу... Иными словами, Алексей с первых дней понял нашу вроде бы нехитрую науку: прежде рук голова должна работать. Он так и работает.

А Виктор Гребенников тоже слесарь-ремонтник. Когда мы отыскали его в цехе у наполовину разобранного станка, нетрудно было понять, что Виктор на заводе занимается как раз тем, что притягивало его со школьных-лет, — большими механизмами.

Мы долго наблюдали за работой Виктора, решив дождаться свободной минуты. Но так и не дождались. Что-то, видно, не ладилось у него сегодня с ремонтом. Станок то принимал свой привычный рабочий внешний вид, то вновь обнажались его внутренности. Виктор, словно врач, ставящий диагноз, ощупывал его, слушал, даже принюхивался: не горит ли где-нибудь электроизоляция?

Потом к Виктору подошел пожилой рабочий. Они о чем-то по

совещались. Когда рабочий, оставив Виктора одного, возвращался к своему станку, мы его остановили. Оказалось, перед нами наставник Виктора.

Виктор Васильевич САВЕЛЬЕВ: Нелегко Виктору приходится, это я хорошо знаю. Опыта пока маловато. Работа у нас ответственная — на счету каждая минута простоя станка. Всегда нужно поторапливаться. А станки, даже одинаковые, помаются по-разному. Впрочем, у таких, как Виктор, перед нами, рабочими с большим стажем, есть и преимущество.

Сейчас на заводе идет обновление станочного парка. Раньше какие были станки — грубо говоря, две шестерни да шпиндель. В новых и кинематика сложнее, и работают они точнее, а значит, отлаживать и ремонтировать их гораздо сложнее. Иной раз всю смену промучаешься, чтобы неполадку найти. Что ни говори, старому рабочему нелегко перестраиваться с привычного на новое. У молодежи пусть опыта не хватает, зато привычки ее не сковывают. Виктор парень упорный, и хватка есть, ему дважды ничего объяснять не приходится. А опыт — дело наживное. Им, таким, как Виктор и его товарищи, расти, работать...

Витя Гребенников.