Юный техник 1981-01, страница 27

Юный техник 1981-01, страница 27

отход оказался в лаборатории. Шинный кокс испытали. Заветная ПДК была достигнута в первых же экспериментах. Раствор почти полностью очищался от меди и хрома, от всевозможных масел и нефтепродуктов, которые часто попадают в стоки. Промышленные испытания на Московском заводе по обработке цветных металлов подтвердили результаты лабораторных опытов.

Но как быть с цинком и никелем, которые по-прежнему оставались неуловимыми для этого необычного фильтра?

Эта задача вынудила все-таки ученых пойти на своего рода жертву. Им очень не хотелось использовать в превращениях, где участвуют только бросовые отходы, какую-либо дополнительную энергию. Но, как они ни бились, шинный кокс цинка и никеля не принимал. Тогда решили обработать его водяным паром при температуре в несколько сот градусов для того, чтобы резко увеличить число пор в шинном коксе. После многих экспериментов были найдены наилучшие условия обработки, при которых перегретый пар всего за полчаса удалял из него почти полностью смолу и углеводороды.

Активированный таким образом кокс стал легко «переваривать» все без исключения ионы.

Впрочем, расходы на лишнюю энергию, отступление от чистоты процесса тоже оказались мнимыми. Перегретый пар получили, сжигая горючие газы, что получают при пиролизе старых колес...

На этом ученым вполне можно было бы поставить точку. Новый способ очистки стоков позволял перевести многие производства на замкнутый водооборотный цикл, их не нужно постоянно подпитывать чистой водой из рек и озер.

Но логика исследований вела химиков дальше. Очистка замыкает водооборот завода. А нельзя ли замкнуть и весь процесс с участием старого колеса?

Родилась идея нового аппарата. В нижней его части сток проходит через резиновую крошку. Тут он долго не задерживается — резина успевает очистить его только от масел и нефтепродуктов. В верхней части аппарата в работу вступает активированный кокс. Он отбирает из стока металлы, и уже чистая вода уходит снова на завод. Резиновая крошка, впитавшая горючие продукты, периодически уходит в печь, где из отхода получают энергию и кокс, но уже, как мы помним, не бросовый. Активированный кокс из аппарата очистки также периодически отправляют в установку регенерации, где он отдает накопленные цветные металлы...

Такой комплекс станет, наверное, самым логичным завершением истории превращения старого колеса. Он как бы принимает в себя два потока разных отходов — старые шины и вредные стоки, а выходят из него чистая вода, топливо, ценные металлы.

Но сколько еще нового, неожиданного принесет этот интересный принцип подхода к важной и злободневной проблеме — «отходы против отходов». На кафедре мне привели несколько примеров последних исследований в этом направлении. Оказалось, что ионы меди и никеля из сточных вод могут извлекать... обыкновенные древесные опилки, а ионы кадмия хорошо впитывает... кочерыжка кукурузного початка. Бурый уголь, точнее, ту его часть, которая из-за плохого качества сегодня оказывается в отвалах пустых пород, можно использовать для очистки стоков от ионов хрома и никеля. И каждое подобное открытие — это и забота о чистоте окружающей нас природы, и немалая польза народному хозяйству.

А. СПИРИДОНОВ Рисунок Г. АЛЕКСЕЕВА

25