Юный техник 1981-02, страница 20

Юный техник 1981-02, страница 20

— Эх, и нагорит нам с вами когда-нибудь, — вздыхает инспектор. — У всех школы как школы, а у нас в Лядах настоящий автопарк. Ну, поезжайте, только чтобы в радиусе совхоза!

Откуда же у небольшой сельской школы столько техники? Вот и из других школ приезжают в Ляды с этим вопросом, разводят руками: «Мы лишних лопат не можем достать, а тут...» Машины в этой школе ребята делают своими руками. От начала и до конца. Любые. Тракторы и аэросани, электростанции и автомобили. А вокруг на несколько десятков километров леса и поля. Ни завода поблизости, ни магазина «Юный техник». Даже железная дорога и та в тридцати с лишним километрах от села. Так что надеяться им приходится только на себя, на свои руки.

Начинается все со сбора металлолома. Мальчишки несут все: валы, колеса, шестеренки, подшипники, самовары, старые велосипеды. А то катят найденную в канаве автопокрышку. Или приходят и говорят: «Там тяжеленная железка лежит, нам ее не сдвинуть». Железку волокут трактором. Оказывается — ржавая рама от автомашины. Но самый активный сборщик металла сам Георгий Васильевич. В совхозных мастерских он говорит ремонтникам: «И зачем это у вас второй год лежит старый двигатель,

18

он ведь ржавеет. Отдайте его нам для наглядного пособия». Ремонтники, конечно, знают, сколько таких вот наглядных пособий перекочевало на школьный двор. Но ничего, отдают, потому что прежде сами учились в этой же школе. Когда груда металлолома достигает угрожающих размеров, начинается сортировка.

— Налево! — кричит Георгий Васильевич, цепким взглядом оценивая ржавую железку.

— Направо! Налево! Направо! Направо!

Направо — это те предметы, которые пойдут в дело. И вот, пожалуйста! Приглашает меня Георгий Васильевич в сарай. А внутри склад или музей — сразу не поймешь! Чего тут только нет)

— Это, — говорит Георгий Васильевич, — отдел двигателей. Это отдел редукторов. Это отдел шкивов. А это колесный отдел...

И в каждом отделе (надо же, придумал слово) десятки, а то и сотни предметов. А колес-то, колес! Целая пирамида до крыши. А в другом сарае отделы барабанов, радиаторов, рулей... В третьем — аккумуляторы, карбюраторы, насосы...

— Ну, хорошо, а зачем вам старинный патефон?

— Как зачем? — удивляется он. — У него же отличная пружина и регулятор скорости вращения. Пригодится!

— Ну а этот старый медный самовар?

— У него же отличная медь. Еще сгодится на что-нибудь)

В сараях все аккуратно расставлено и разложено. Каждая железка терпеливо дожидается своей второй судьбы. Между прочим, совхозные ремонтники частенько сюда захаживают за недостающей деталью. Георгий Васильевич их выручает.

Потихоньку весь этот металлолом соединяется во что-то осязаемое. Теперь-то я могу себе