Юный техник 1981-02, страница 42

Юный техник 1981-02, страница 42

ния, наделенный зачатками зрения и осязания, то есть очувств-ленный, уже может оценить, насколько он не дотянулся. Тогда он принимает решение протянуть руку несколько дальше. Тем самым резко увеличиваются возможности автоматизации.

Но это все справедливо в условиях заводского цеха, где робот видит деталь под определенным углом зрения и на одних и тех же местах, где можно прибегать к каким-то специфическим меткам. А что делать в промышленном строительстве? Там такие примитивные органы чувств становятся недостаточны, нужны интеллектуальные роботы, «зрение» которых способно конкурировать с человеческим и даже превосходить его. Я подчеркиваю, что имеется в виду не зрение художника, этого от робота никто не требует и вряд ли когда-нибудь потребует, нет, робот должен превосходить человека в совершенно определенном техническом смысле. Например, человек плохо оценивает расстояния до предметов, а робот, если его снабдить лазерными дальномерами, в состоянии высчитывать это расстояние с высокой точностью.

Именно поэтому во многих лабораториях мира, в том числе и у нас, прежде всего возникли проекты роботов «Глаз — рука», то есть моделирование человеческого глаза, затем оценка обстановки, принятие решения, движение и его корректировка. Здесь одновременно решается задача распознавания сложных зрительных образов — что именно видит робот: например, куб или пирамиду — и задача промежуточной постановки целей, потому что здесь в отличие от условий цеха мы не знаем и робот не знает, что именно он увидит, на каком расстоянии, под каким углом. Поэтому задание ему дается в обобщенной форме: допустим, выбрать и взять наименьшую деталь. Так как в робот заложены

только лишь куски программы, то он должен при помощи этих кусков скомпоновать тот или иной план достижения цели.

Сотрудники нашего института сейчас усиленно занимаются планированием действий робота, то есть математически описывается какое-то достаточно сложное даже для человека пространство, скажем, одна из наших лабораторий, где стоят шкафы и приборы, и на основе этого описания ставится задание роботу: скажем, найти осциллограф, снять его со шкафа и поставить на определенный письменный стол.

Пока зта задача решается чисто теоретически, на уровне выработки плана, то есть пока что нет конкретного робота во плоти, который бы решал эту задачу, потому что такой робот стоил бы очень дорого. Мы могли бы в принципе сделать роботов, которые работали бы на конвейерах или на строительстве каменщиками, но этому препятствует пока крайне высокая стоимость, другими словами, количество труда, которое надо на них затратить, зна-j чительно превышает тот труд, который можно сэкономить за разумное время использования зтих роботов.

— А как решается проблема общения человека и робота? Ведь самый естественный для нас с вами способ — это живая человеческая речь, а не закодированные команды.

— Конечно, сказать: «Сделай то-то» — проще и удобней, но добиться понимания и получить ответ тоже на человеческом языке — это задача сложная. Что касается синтеза речи, то в зтой области уже достигнуты некоторые успехи. Есть синтезаторы, которые достаточно хорошо воспроизводят речь, хотя и с некоторым металлическим оттенком и без особых интонаций, которыми так богата человеческая речь. Такие синтезаторы работают на киевской телефонной станции и отвечают або

40

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Синтезатор юный техник

Близкие к этой страницы