Юный техник 1981-02, страница 44

Юный техник 1981-02, страница 44

«ОБЕСПЕЧЬТЕ

РЕАЛЬНОСТЬ

СКАЗКИ»

«Включить систему!» — «Работаем по электронной программе «Щелкунчик». — «Какое давление пара в котле?»

Не в аэропорту, не в институте и не на заводе услышал я эти реплики, а... в Государственном академическом Большом театре Союза ССР. Техника помогает искусству. Познакомиться с ней нам поможет главный специалист сцены Александр Алексеевич Бронников.

42

Экскурсию по театру мы начинаем со сцены.

На ней построены огромные осадные орудия ворота замка...

Сцена так велика, что на ней можно построить современный многоэтажный дом.

— Александр Алексеевич, каковы размеры?

— Ширина 40 метров, глубина от рампы до задников — 38, а высота — 29...

Короткий перерыв кончился. На сцену вышли артисты в темных трико, и мы отходим за кулисы, чтобы не мешать репетиции нового балета.

Я вижу, как за пульт усаживается режиссер. Прямо над нашими головами вспыхивает свет.

— Это софиты, — говорит Александр Алексеевич — Видите вверху металлические фермы, шесть штук?.. На них подвешены прожекторы.

Софиты — над сценой, на высоте пятнадцати метров. На каждом десятки прожекторов: красные, желтые, синие. Режиссер говорит что-то в микрофон, и луч одного из прожекторов вдруг прополз по сцене, скользнул по декорации и застыл. Застыл в некотором замешательстве и я. Никто, казалось, не управлял эволюциями луча.

— Вот и повод подняться в нашу пультовую, — заметив мое удивление, говорит Александр Алексеевич.

Комната с таким названием расположена выше галерки, позади зрительских мест.

Двойные^ звуконепроницаемые окна длиной во всю стену вытянуты параллельно сцене. Ни реплика оператора, ни распоряжение режиссера, переданное сюда по селектору, не отвлекут зрителей от спектакля.

Вдоль окна горизонтальные плоские панели с движками регуляторов.

Александр Алексеевич просит одного из операторов, обслужи-