Юный техник 1981-02, страница 59

Юный техник 1981-02, страница 59

ради денег — можно поехать на Север. Там очень неплохо платят. Надбавки, коэффициенты и прочие льготы увеличат обычный заработок вдвое, а то и втрое. Если только ради романтики — можно податься, скажем, в геологи. Для начала даже учиться не надо будет: в геологических партиях работают не одни инженеры, а и подсобные рабочие.

Но... вот это «только»! Если оно принимается за основное, человек разочаровывается очень быстро. Потому что и «как все», и заработок, и романтика — все это еще не составляет сути работы и редко может пробудить истинный интерес к самому делу.

Люди перестают верить в то, что работа может быть радостной, потому что шли они наниматься не по внутреннему велению, а потому что «так принято». Люди возвращаются с Севера, привозят деньги, ради которых уезжали, но в то же время считают вычеркнутыми из жизни проведенные там годы. Люди бегут и из геологического дела, потому что, кроме романтики, там есть еще и работа, а она-то раньше не принималась в расчет.

А другие по тридцать и по сорок лет работают на одном месте и не помышляют ни о каком ином. И на Севере уже есть старожилы из тех, кто сюда приехал, а не родился здесь. И геология для многих стала единственным делом жизни.

Так почему же на одном и том же месте одни приживаются, а другие уходят? Ответ прост. У тех, кто остался, была твердая и верная позиция. Они знали, во имя чего — главного — идут именно сюда, а не куда-нибудь еще. Хотя вполне можно допустить, что самыми первыми побудительными мотивами могли быть и «как все», и деньги, и романтика. А может, м то, и другое, и третье одновременно. Но за ними встало и нечто более важное — необязательно сразу,

иногда после проб и ошибок, но встало.

Что же это за позиция, объединяющая все мотивы?

Гражданственность.

Мы боимся громких слов и избегаем их употреблять. Но если вникнуть в смысл, он скорее всего окажется самым что ни на есть житейским.

То, что все идут работать, не обычай, не традиция, а необходимость. Не «так принято», а «так надо». Каждый из нас нужен обществу не только как личность, но и как работник. Однако и общество нужно нам не ■ только потому, что вместе интереснее. Кроме всего прочего, оно необходимо нам и как организация людей, способная каждому дать работу. Без работы человеку худо, даже - если ему не приходится думать о хлебе насущном. Установлено, что и здоровье — не нравственное, тут само собой ясно, а просто здоровье тела — зависит от того, работает человек или бездельничает. Работа нужна человеку и сама по себе а не только как источник средств к существованию. Без нее он прежде всего чувствует себя ненужным обществу, оторванным от него, а кроме этого — голова или руки жаждут большого дела, которого нет в собственных стенах.

Значит, возможность иметь работу право на труд — очень большое дело. Но и это еще не все.

Оторвитесь на минуту и мысленно окиньте взглядом наш мир. Сколько в нем всего! Городов, машин, станков, мебели, картин, книг, музыкальных инструментов, холодильников, телевизоров, радиоприемников. И прочего, и прочего, и прочего. Иногда не верится, что человечество способно было столько сделать.

Но — способно!

В чем же разгадка этой почти сверхъестественной способности человечества? В том, что в идеале человек отдает обществу боль-

57