Юный техник 1981-03, страница 8

Юный техник 1981-03, страница 8

странство между ними и стенками скважины тщательно цементируется. На устье скважины к верхней обсадной трубе крепят ripe-вентор — многотонный замок, который нужно успеть закрыть, чтобы пре радить путь нефтяному фонтану, норовящему выплеснуться из скважины вслед за поднимаемым буровым инструментом. Вскрывать пласт обычно доверяют самым опытным буровикам, и хотя за плечами бригады Левина уже не одна сотня скважин и каждый бурильщик в бригаде — специалист, каких поискать, волнение бригадира, его стремление все предусмотреть были вполне понятными.

Когда минут через сорок он вернулся ко мне, на лице его не оставалось и следа волнений. Инструмент поднят, превентор наглухо запер в скважине грозную силу недр. Бригаде предстоит закончить обустройство скважины и перейти к следующей.

— Bcel Теперь греться! — весело скомандовал Левин.

По окнам вагончика хлестал косой дождь, осенний промозглый ветер гнул вершинки чахлых лиственниц, торчавших там и сям на редких островках среди болот. В вагончике бурового мастера тепло и сухо. Геннадий Михайлович угощает меня крепким горячим чаем, приговаривая:

— Чай у нас в большом почете, особенно зимой. В мороз и метель главное спасение.

— Наверное, бывает, что и чайку попить некогда, сознайтесь? — продолжаю пытать Левина.

Пожимает плечом, улыбаясь:

— По-разному. Когда на буровой все нормально, вот как сейчас, можно и чаи погонять. А бывает, что и пообедать некогда.

Встал, прошелся по вагончику, глянул в окно на буровую — судя по выражению лица, там все было в порядке.

— Задачи у нас сейчас очень серьезные. Нефти и газа стране сегодня нужно больше, чем вче

ра. Значит, мы должны быстрее осваивать новые месторождения, новые продуктивные горизонты, больше нужно скважин. Сделать это, не привлекая дополнительную рабочую силу — а в стране ее и так не хватает, — можно единственным способом: только увеличивая производительность труда.

Вот эти самые сто тысяч метров проходки, — Левин кивнул на транспарант, укрепленный на буровой. — Они ведь не с потолка взялись, эти цифры. Подсчитано: чтобы обеспечить необходимый прирост добычи нефти, наши буровые бригады должны за год пробуривать в среднем по 50—75 тысяч метров скважин. Я подчеркиваю, в среднем. Кто-то пробурит пятьдесят, но тогда тот, кто впереди, должен пройти сто тысяч метров.

...Возвращались в город уже в сумерках. Левин подремывал в углу кабины, а я пытался понять, что же больше всего поразило меня в этом обычном с виду человеке. Лучший буровой мастер страны, Герой Социалистического Труда и кавалер многих орденов и медалей, депутат Верховного Совета РСФСР двух созывов, четыре года был заместителем Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР. Словом, титулов не перечесть. Человек мыслит государственными масштабами, занимая, казалось бы, невысокую должность рабочего.

Машину тряхнуло на выбоине, Геннадий Михайлович открыл глаза и, как бы продолжая прерванный разговор, сказал:

— Вот вы спрашивали, что меня привлекло сюда, как долго я собираюсь оставаться здесь, на Тюмени?

Он тронул за плечо шофера, попросив остановиться, и пригласил меня выйти из машины. Неподалеку я увидел батарею торчащих из земли невысоких серебристых труб, снабженных какими-то патрубками и разноцветными вентилями. Это были

II