Юный техник 1981-04, страница 7

Юный техник 1981-04, страница 7

сти. А вот сможет ли человек существовать в невесомости?

Ведь что такое невесомость? Это безопорное падение, такое, когда, как говорится, «дух захватывает» или «сердце замирает». В космическом полете на орбите космонавты все время находятся в невесомости. В таком состоянии нужно и работать и отдыхать. Длительной невесомости до полета Юрия Гагарина никто никогда не испытывал. И когда первый космонавт планеты готовился в свой звездный рейс, несмотря на то, что ему предшествовали эксперименты с животными на борту ракет и спутников и были получены обнадеживающие результаты, среди ученых не было единодушного мнения, как влияет невесомость на организм человека, так как оставалось немало и чисто «человеческих» проблем, которые можно было решить только при полете космонавта.

Б. Егоров. Опасений у ученых было предостаточно. Свидание с космосом, по существовавшему тогда мнению некоторых специа-'листов, могло отразиться и на центральной нервной системе, и на органах чувств, особенно слухе и зрении (так как в невесомости «исчезает» вес слуховых косточек и глазного яблока), и на высшей нервной деятельности, и на физической и умственной работоспособности, на возможности управления кораблем и на выполнении программы научных исследований.

Н. Рукавишников. Находились специалисты, которые так и говорили: «Что вы делаете? Это безумие — запускать космонавта на длительную невесомость, которая продлится чуть ли не целый час. Да он не сможет совладать с собой, он там. будет действовать бессмысленно. Невесомость отразится на его психике».

Чтобы подстраховаться и избежать нежелательных последствий на случай неуправляемого поведения человека, на пульте управления «Востока» был сделан так называемый логический «замок». Только выполнив разумные действия (в определенной последовательности нажав соответствующие кнопки), можно было включить систему ручного управления кораблем. Настолько серьезными были опасения.

Хотя ко времени полета Ю. Гагарина большинство специалистов и было уверено в благополучном его исходе, все равно все сильно волновались. Волновались потому, что впервые длительной невесомости предстояло подвергнуть самый высокоорганизованный объект жизни на Земле — человека. В том, первом полете главное испытание проходил не столько корабль, сколько сам человек.

Б. Егоров. Звездный рейс Ю. Гагарина показал, что человек может нормально переносить условия космического полета и возвращения на Землю. Самочувствие в течение всего периода невесомости у космонавта было хорошим. Он в соответствии с программой ел, пил воду, вел наблюдения, делал необходимые записи в бортжурнале. К концу периода невесомости он отметил, правда, некоторое чувство дискомфорта, связанное в отсутствием давления спинки и сиденья кресла на тело.

На опытах с животными ученые уже знали, что в послеполетный период должны наступить стрессовые реакции, но какой характер они будут носить у человека, никто не знал.

Даже в одновитковом полете космические факторы дали о себе знать. Гагарин был утомлен, жаловался на усталость. Уже то обстоятельство, что космонавт за короткое время похудел на полкилограмма, говорило о том, что

5