Юный техник 1981-06, страница 72

Юный техник 1981-06, страница 72

24

46

72

96

120

144

166

192

216

240

264

266

512

336

360

564

Таблица 2

Таблица 2

конам природы: по-разному напрягая губы и кончик языка, заставляют столб воздуха колебаться различными долями. И если основной тон фанфары мы примем за 24 герца, музыкант никак не сможет выжать из нее звук с частотой между 24 и 48 герцами. Потом пойдет 72, 96 и так далее.

Следовательно, природный звукоряд совершенно одинаков и для тетивы, и для струны, и для пустотелого ствола дерева, и для фанфары.

Таблица 3

тью характеристику музыкального звука. Инструмент, по-разному резонируя тем или иным частотам, может влиять на тембр: гитара, например, лучше подчеркивает низкие частоты, а домра — высокие.

Мы уже выяснили, что частоты, отличающиеся друг от друга вдвое, составляют границы октавы. В полученном нами ряду между частотами 24 и 48 пока никаких других частот нет. Между 48 и 96 появилась частота 72. Между 96 и 192 — три частоты. А между 192 и 384 — уже полная природная октава, то есть тот материал, который не нужно было и выбирать — он дан готовым.

Таблица 3

24

27

30

3 ъ

36

39

42

45

46

46

54

60

66

72

76

64

90

96

96

10В

120

132

144

156

166

160

192

192

216

240

264

266

312

336

360

364

Но вернемся к струне. Возникает попутный вопрос: если столб воздуха в трубе может издавать различные частоты поочередно, то струна-то издает их все сразу! Почему же мы слышим только основной тон?

Тут вступает в действие вторая характеристика музыкального звука — его сила. Амплитуда колебаний целой струны значительно больше, чем ее частей, поэтому призвуки слышны гораздо слабее основного тона. А в совокупности оки, накладываясь друг на друга, составляют тембр — тре-

Для наглядности расположим наш материал так, как это сделано в таблице 2. Здесь частоты, отличающиеся друг от друга вдвое, расположены по вертикали, и только границы полной октавы лежат в одном ряду. Опираясь на то, что нам уже известно, мы можем заполнить пустые клетки этой таблицы, то есть восполнить недостающие в других октавах звуки. В каждую пустую клетку впишем деленную на ,?ва частоту из клетки, расположенной ниже. У нас возникнет картина, изображенная в таблице 3. Мы по-

69

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Тиаь ми
  2. Природный звукоряд

Близкие к этой страницы