Юный техник 1981-06, страница 75
прима секунЭа терция квйрти квинти секста септцмй oktobq Таблица 7 ставленных белыми клавишами. Теперь о черных. Вообще-то ладу вполне хватало семи звуков и хватило бы до сих пор, но некоторые музыкальные инструменты вынудили ввести еще пять вспомогательных. Давайте посмотрим, как это было. В таблице 7 определено отношение каждого звука лада к начальному, если этот начальный принять за единицу. Здесь же указаны названия интервалов по отношению к начальному звуку, они же определяют место каждого звука в октаве. Переводятся и запоминаются эти термины легко: «прима» — первый, «секунда» — второй, «терция» — третий и так далее. Лад — это прежде всего соотношения звуков, а не сами частоты. В других октавах частоты иные, но соотношения остаются теми же. Теперь представьте, что вы выучили какую-то мажорную мелодию, которая начинается с «до», но вам вдруг понадобилось сыг- Таблица 8 рать ее с «ре», то есть в другой тональности. Естественно, вам нужно сохранить соотношения. Попробуем же взять в качестве основного звука частоту 27 и выстроить звуки согласно этим соотношениям (табл. 8). Мы увидим, что в пределах нашей октавы появились четыре новых частоты. Инструменту наподобие скрипки это не страшно: можно зажимать струны в любом месте и тем самым сохранить нужные соотношения. А органу или фортепиано? Нужно добавлять новые трубы, струны, клавиши. И не четыре, а гораздо больше: ведь мы хотели бы иметь возможность начинать любую мелодию, мажорную или минорную, с любого звука октавы. Подсчитано, что для этого нам нужно было бы иметь в каждой октаве не семь звуков, а восемьдесят пять. Играть на таком инструменте, конечно же, было бы невозможно. Древние греки нашли компромиссное решение. Они добавили новые звуки только там, где интервал между основными звуками равнялся целому тону. Не разделили целые тона пополам, нет, ведь это неделимые элементы лада, а про Таблица 8
72 |