Юный техник 1981-06, страница 74

Юный техник 1981-06, страница 74

но естественно. Потом выяснилось, что это были частоты, относящиеся друг к другу как 4:5:6. В каждой природной октаве есть только одно такое сочетание — в нашем примере это 24 : 30 : 36. А музыканты настраивали свои инструменты так, что весь звукоряд превратился в сплошную цепь приятных для слуха, то есть гармонических, трезвучий с соотношением частот 4:5:6. Чтобы убедиться в этом, продолжим немного нашу октаву вправо и влево. Как это делает-

Табл и ца 5

ся, вы уже знаете: вправо соответствующие частоты умножаются на два, влево — делятся на два (табл. 5). Видите, как изменился звукоряд от небольших поправок!

Этот ряд, родившийся еще в Древней Греции, в разных странах называется хоть и по-разному, но удивительно схоже: в переводе на русский язык получается «согласие», «порядок», «стройность» и даже «мир». А в самом русском языке такая упо-

Таблица 6

рядоченная последовательность звуков называется прекрасным словом «лад».

В музыке у слова «лад» есть и другое значение. Посмотрите на таблицу 6. В ней указано отношение каждой последующей частоты к предыдущей. Эти отношения неодинаковы. Если считать девять восьмых и десять девятых целым тоном, то шестнадцать пятнадцатых составляют примерно половину целого тона. Значит, к ладу можно присмотреться и с другой стороны — как к чередованию целых тонов и полутонов. И вот что открыли древние

музыканты: от этого чередования зависит характер музыки. Скажем, если взять за основу мелодии звук «до», то полутон будет третьим по счету и мелодия получится радостной. А если взять за основу звук «ля», полутон пойдет вторым и мелодия получится грустной. Так появились мажорный и минорный лады. Частоты и их последовательность в звукоряде те же, но в разных мелодиях меняется последовательность тонов и полутонов.

До сих пор мы говорили только о семи звуках в октаве, пред-

Таблица 6

9

10 1Б

9

10

?

16

6

9 15

в

9

Ь

15

24

27

30 32

36

40

45

46

до

ре

ми Фа

соль

ля

CU

до

4:5:6 4:5:6 4:5-6

.... 16 1В 20 22J5I24 27 3D 32 36 40 45 46 |54 ....

VJLV vl!/1

4:5:6 4:5:6

71