Юный техник 1981-08, страница 19

Юный техник 1981-08, страница 19

щество охлаждалось, потом оно сконденсировалось в звезды, планеты, галактики. Расширение вселенной продолжается и по сей день, астрономические приборы показывают, что, например, галактики, находящиеся друг от друга на расстоянии в один миллион световых лет, сегодня разбегаются со скоростью примерно 30 км/с.

Равномерно ли распределено вещество во вселенной? Или, быть может, она представляет собой какую-то особую, определенным образом сложившуюся конструкцию, в которой можно выделить отдельные детали, узлы? В начальный момент и в первое время расширения, когда ионизированный газ становился нейтральным в результате соединения электронов с ядрами, вселенная была однородной. Потом образовались звезды, планеты, галактики, их скопления — между ними почти пусто. Следовательно, можно говорить о неравномерном распределении вещества. Но эти элементы — лишь песчинки во вселенной. Они почти ничего не могут рассказать об ее устройстве, точно так же, как нельзя понять работу машины, сосредоточив все внимание, скажем, на каком-нибудь одном ее подшипнике. Нужен более общий взгляд, охватывающий как бы всю панораму вселенной. На такой всеохватывающий взгляд наука стала способна благодаря мощным оптическим и радиотелескопам. Выяснилось, что в целом вселенная однородна. И если в любом ее месте мысленно выделить «кубик» со стороной в миллиард световых лет, то вещество в нем распределено равномерно. Но, может быть, и при крупномасштабном взгляде что-то существенное ускользает? Что именно?

Мы знаем, что планеты объединяются в системы наподобие нашей солнечной, звезды в скопления и далее — в галактики, те,

в свою очередь, образуют скопления и сверхскопления галактик... Сохраняет ли эта своеобразная всеукрупняющаяся вязь такой же четкий, гармоничный порядок, какой мы узнали, скажем, на примере нашей солнечной системы? Или, быть может, с какого-то масштаба во вселенной воцаряется хаос?

Мысль теоретиков в ответе на эти вопросы опередила возможности астрономических наблюдений. (Кстати, такое в науке о вселенной случалось нередко. Например, расширение вселенной и ее возникновение в результате «большого взрыва» было вначале предсказано теоретически.) Около десяти лет назад академик Я. Б. Зельдович и руководимая им группа исследователей стали разрабатывать теорию, из которой следовало, что галактики возникли... в уже приготовленных Для них ячейках. Другими словами, вначале образовались некие «емкости», а только потом в них — галактики. События согласно этой теории развивались следующим образом. Расширение вселенной, когда она состояла еще только из газа, не могло быть идеально равномерным во все стороны, подобно, скажем, раздувающемуся шару. Где-то вещества оказывалось чуть больше, в каком-то направлении газ расширялся немного скорее. В этом случае должно получатьт ся нечто вроде газовых пузырей, которые по мере своего расширения сближаются друг с другом. Когда они столкнутся, между ними образуется плоская стенка — теоретики назвали ее «блином». Затем поспевает третий пузырь, четвертый... В конце концов стенки нескольких сошедшихся пузырей как бы схлопыва-ются, образуя в пространстве своеобразный ячеистый узор. И только потом в получившихся ячейках начинают возникать галактики.

Для эстонских астрономов эта

2 «Юный техник» № 8

17