Юный техник 1982-03, страница 305 язычки мента даже кофейное блюдечко. Пальцем такую «дырочку» не закроешь никак. А механизму это ничего не стоит: легкие нажатия пальцев приводят в движение клапаны соответствующих размеров. Чувствую, вы начинаете возвращаться мыслями к фанфаре: ведь у нее нет никаких отверстий, тем не менее издает она несколько звуков. Как же это получается? Дело в том, что у столба воздуха в трубе есть одно любопытное свойство. Его можно поделить на части. Музыкант чуть больше напрягает губы, и вот в трубе уже не цельный столб воздуха, а состоящий из двух половин. Вернее, уже два самостоя- 6 тельных столба вдвое меньших размеров, и каждый колеблется отдельно, причем с вдвое большей частотой, чем колеблется цельный столб. Следовательно, и звук выше. Еще чуть больше напряжение губ — столб делится на три части, и частота соответственно становится втрое выше основной. Потом вчетверо, впятеро и так далее. Этот способ игры называется передуванием. Фанфара позволяет музыканту сделать девять передуваний и взять в общей сложности десять нот. Но эти ноты идут не подряд. Взгляните на рисунок 9. Здесь рядом с фанфарой изображена череда клеточек, условно обозначающая обычный музыкальный звукоряд. Можно даже представить, что каждая клеточка — это клавиша фортепиано, а весь ряд — часть клавиатуры, включающая двадцать пять звуков. Так вот, у фанфары в этом отрезке только десять звуков из двадцати пяти (соответствующие клеточки заштрихованы), причем если брать их на фортепиано, придется пропускать то четыре клавиши, то три, то две, то одну. Понятно, что считать фанфару полноценным музыкальным инструментом нельзя. В оркестр ее вводят чрезвычайно редко, да и то лишь ради каких-то специальных эффектов. Естественно, композитор учитывает при этом, что в таких-то и таких-то местах диапазона фанфары зияют провалы. На парадах или других торжествах фанфары звучат обычно отдельно, перед тем как начинает играть оркестр. Так что в основном это сигнальный инструмент. Старинные медные духовые инструменты, как и фанфара, обладали неполным звукорядом, и задача оставалась прежней: нужно было найти способ во время игры удлинять и укорачивать трубу. И выход был найден. Первой усовершенствовали валторну. Во время игры музыкант мог вынуть из нее прямой кусочек трубки и О28 |