Юный техник 1982-08, страница 47

Юный техник 1982-08, страница 47

фессия, без которой не может существовать ни один завод, ни одно производство, что бы они ни изготовляли — крошечные полупроводники, гигантские океанские лайнеры... Это профессия слесаря-инструментальщика. Невозможно сделать ни одну работу, не подготовив предварительно инструмент. И если кинуть взгляд в глубь веков, то можно утверждать, что инструментальщики существовали уже во времена строителей египетских пирамид. Тогда они делали медные и железные долота и кувалды, с помощью которых древние строители обтесывали огромные каменные блоки.

Разумеется, современным инструментальщикам приходится изготавливать неизмеримо более сложные орудия труда. Впрочем, и несложные тоже. В любом механическом цехе слесаря-инструментальщика второго или третьего разряда теребят постоянно. Сломался вороток, в котором закрепляются метчики для нарезания резьбы, — к нему. Нужно изготовить нестандартный гаечный ключ — к нему. Понадобилось сверловщику собрать патрон для зажима сверла — опять же к нему, инструментальщику. Мастер на все руки — для него это звание не комплимент, а, как говорится, служебная обязанность.

В нашем доме живет симпатичный парень Игорь — инструментальщик одного из московских заводов. Разряд у него пока маленький — второй. Но нет у нас человека более умелого, чем он. Игорь и кухонный ножик хозяйке наточит, и отскочившее колесо к детской коляске прикрепит, а уж владельцы автомашин в нем вообще души не чают. Любую деталь подправит, подгонит, поставит на место. Все он знает, все умеет, с любым инструментом на «ты».

Стоит ли этому удивляться^ Ведь в ЕТКС прямо сказано, чт«Г инструментальщик второго разря

да должен владеть всеми распространенными слесарными инструментами, уметь пользоваться контрольно-измерительными приспособлениями, читать чертежи, знать правила соединений деталей друг с другом, разбираться в свойствах металлов и многое, многое другое.

Вот потому-то Игорь в свои неполные восемнадцать лет — кумир всех мальчишек во дворе. И инструменты у него великолепные. Конечно, многие из них фабричные, но вот молотки он себе сам изготовил. И не только Металлический боек, но и деревянную рукоятку, которая необыкновенно удобно ложится в руку. И ножовку он сам затачивает — ни у кого другого ножовка так легко не режет металл, как у него. А его гаечные ключи, которые он сам выпилил из загото-т вок и закалил, намертво вцепляются в любую, даже приржавевшую гайку и отворачивают ее, не сминая граней.

— Игорь, почему ты пошел работать по этой специальности? — спросил я его однажды.

— А меня с детства тянуло мастерить, — смущенно улыбнувшись, ответил он. — Ив ПТУ у меня как-то сразу дело пошло. Мастер говорит, что рука у меня легкая.

Легкая рука... Так говорят про тех, у кого все получается как бы само собой, без всяких видимых усилий. А ведь на самом деле эта легкость достигается после больших трудов, которые надо затратить, чтобы выработать в себе целый комплекс разнообразных качеств: тут и точность движений, и превосходный глазомер, и безошибочная интуиция, помогающие найти единственно правильное решение в сложных ситуациях, например, как «оживить» деталь, которая на первый взгляд годится только в металлолом.

Не нужно думать, что мастерство дается «от бога» — заложено при рождении, как думали

43