Юный техник 1982-08, страница 9

Юный техник 1982-08, страница 9

папа с мамой- на своей современной механизированной барже мимо проходят. У меня ведь папа — шкипер-механик, а мама при нем матрос-моторист и, естественно, повар. На речных судах, между прочим, кок поваром называется, как на суше.

Берег близко, мы семейные новости сообщаем друг другу без мегафона.

У меня в паспорте место рождения записано — Верхний Услон. Точнее, родился я прямо на Волге, на барже, чуть выше Казани. И у младшего брата моего, — Николая, место рождения Волга, хотя по паспорту он родом из города Дубны.

Так что вырос я на Волге. Вот и потянула она к себе.

В приемной комиссии училища оказался Алексей на перепутье. Как в старинной сказке, открывались перед ним три дороги: судоводитель, механик, радист. Размышлял серьезно, выбор-то на всю жизнь. Подал документы на мехеническое отделение.

— И не прошел по возрасту. Двух месяцев до пятнадцати не хватало. Решил поступить на отделение радиосвязи и навигации, там не так строго на дату рождения смотрели. Рассуждал так: буду заниматься радио, дело в работе не лишнее, а сам стану у ребят с механического конспекты смотреть, читать их учебники. Как только стукнет пятнадцать, начну добиваться, чтобы к ним перевели. А на радио конкурс громадный — семнадцать человек на место! Как у нас говорят, напрягся изо всех сил. Сдал, прошел по конкурсу. Проучился до февраля. С судомеха-нического кого-то за это время отчислили, Я подал директору заявление и перешел туда.

Первая ознакомительная практика была в 1974 году. Нам показали судовые механизмы, устройства, но близко к ним не

подпустили. Работали палубными матросами. Нашим первым орудием была в основном швабра. Я-то человек речной, привычный, а вот кое-кто из сухопутных ребят не выдержал испытание шваброй, ушел в другое уч,илище.

А вторая практика была настоящей. Я работал в должности рулевого-моториста. В машинном отделении следил за чистотой, за работой механизмов Одно дело теория, даже тренажер, а другое — настоящая машина в тысячу лошадиных сил. Станешь ремонтировать, разберешь узел, а когда начнешь собирать...

— Могут оказаться «лишние детали»?

— Ну, появиться они не могли, потому что рядом вахтенный механик. Следил, что я делаю. Готов был даже ремонт немного затянуть, лишь бы я сам дело до финиша довел. Хорошая практика.

Вот тогда я понял окончательно, что никуда с Волги не уйду.

Училище окончил в 1976 году, в апреле, перед началом навигации. Меня уж теплоход в затоне ждал. После выпускного бала — прямо на корабль. Поставили меня старшим рулевым-мотористом. Это еще и обязанности боцмана.

(Это показалось мне странным* Училище ведь дает диплом третьего механика. Почему же Алексея взяли всего лишь мотористом, пусть даже старшим? Неужто училище кое-как окончил? А дело было, оказывается, в другом.)

— Моим первым теплоходом был сухогруз «Североморск». На речных судах этого типа команда небольшая. Поэтому нужно, чтобы у каждого было минимум по две профессии. Например, механик должен знать штурманское дело. У штурмана за время рейса накапливаются выходные дни. Так он может спокойно на несколько дней сойти на берег, отдохнуть с семьей. Его механик подменит. И наоборот, естественно. У меня в кармане диплом

7