Юный техник 1982-11, страница 12

Юный техник 1982-11, страница 12

большие и точно определенные добавки других материалов — марганца, серы, фосфора... И кажется, не так уж сильно отличаются они одна от другой, но какие же разные свойства у разных марок? Я могу сварить сталь и сверхтвердую, и жаростойкую, и не подверженную действию даже самых сильных кислот... А знаете, какой момент в моей работе мне очень нравится? Когда надо брать образец стали и отправлять на анализ. Представляете, в ведро капает с «ложки» раскаленная капля и застывает в воде, становится похожей на маленькую звездочку. А лотом из лаборатории, куда мы отправили «звездочку», приходит ответ: все в порядке, на данном этапе варки процентное содержание компонентов нормальное. Варящаяся сталь — это ведь как живой организм: чтобы он развивался, рос нормально, надо постоянно следить за его здоровьем.

* * *

Вот и окончилось наше путешествие по КМК-82. Лишь с несколькими молодыми рабочими мы встретились, но работают они на основных участках производства — доменном, мартеновском, прокатном. Каждому из них по двадцать пять лет, каждый вдвое моложе завода.

Я попробовал представить: о чем могут думать они, закончив смену, выйдя на улицы города, выросшего рядом с комбинатом, города, который и сам никогда не переставал оставаться ударной комсомольской стройкой: здесь досрочно возводились дома, театры, гостиницы. И встал не так давно на одной из площадей бронзовый поэт Владимир Маяковский, а на постаменте надпись: «Я знаю — город будет, я знаю, саду — цвесть...» Это об

этом городе, и из этого же знаменитого стихотворения строки: «Мы в сотню солнц мартенами воспламеним Сибирь...» Сегодняшние кузнецкие мартены горят еще ярче.

А на площади перед зданием заводоуправления другой памятник — знаменитый танк Т-34. Таких памятников немало: они стоят на полях отгремевших сражений, в освобожденных городах. Но этот особый. Т-34 у ворот КМК — памятник не боевому подвигу, а трудовому.

Каждый второй танк нашей армии во время войны был сделан из кузнецкой стали. Производство броневой стали было освоено в фантастические сроки, а ведь работали в годы войны на КМК женщины, подростки-комсомольцы, старики — тысячи мужчин-рабо-чих ушли на фронт.

Памятник трудовому подвигу, а отмечен он боевым орденом: в 1945 году, после победы, КМК был награжден орденом Кутузова I степени. А всего на здании заводоуправления четыре ордена: кроме ордена Кутузова, ордена Ленина, Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции.

Мне кажется, вот о чем должен думать каждый рабочий, оглядываясь на танк у проходной, на ордена на 3aeoflov:ipaB-лении. О том, что это его руками продолжается рабочая слава знаменитого предприятия. О том, что это его руками сделана продукция КМК, которая и сейчас, вот в эту самую минуту, работает в разных уголках мира. И еще о том, что те, что пришли сейчас сменить их на рабочих местах, такие же отличные мастера своего дела.

В. МАЛОВ, наш елец корр.

г. Новокузнецк

10