Юный техник 1983-01, страница 45

Юный техник 1983-01, страница 45

трично) то одной, то двумя СВЯЗЯМИ родства, образуя замкнутую цепь (симметричное кольцо). Предложенная модель восхищала завершенностью, радуя глаз красотой.

Показатель симметричности был, можно сказать, постоянным спутником творческих исканий английского физика XX века П. Дирака. Характерно, что этот показатель был у него неизменно связан с эстетическими ощущениями.

Так, описывая поведение электрона, П. Дирак чисто логически предсказал симметричную электрону, но в те дни (начало 30-х годов) еще не известную частицу — антиэлектрон (позитрон).

Из уравнений создаваемой им теории следовало наличие частицы со странными свойствами: выходило, что она обладала отрицательными значениями энергии. Таким образом полученное уравнение требовало, чтобы существовали электроны обоих знаков заряда. Иначе говоря, надлежало признать не только уже открытый «отрицательный» электрон (то есть электрон с отрицательным зарядом), но и в точности симметричный ему «положительный» электрон, который словно скопирован с известного и отличается от «его только знаком заряда.

Все восставало против. Ученые недоумевали и требовали «запретить» уравнение. Но П. Дирак стоял на своем: чутье подсказывало ему, -что антиэлектрон существует, надо лишь его изловить.

Прошло всего четыре года, и таинственный возмутитель страстей — позитрон — был уличен. Это сделал американский физик К. Андерсон.

Принцип симметрии в явлениях природы внушил П. Дираку еще более красивую гипотезу. Получая в 1933 грду в Стокгольме за открытие позитрона Нобелевскую премию, он высказал предположе

ние о существовании также и антипротонов, а потом заявил: '«Если симметрия действительно носит фундаментальный характер, то должно оказаться возможным обращать заряд любого сорта частиц». Иными словами, ученый предсказал для каждой частицы существование симметричной ей античастицы. Прошло совсем немного времени, и развитие физики подтвердило эти слова.

В новом здании 'Московского университета есть аудитория, где теоретики физической мысли оттачивают в дискуссиях положения своей науки. По традиции наиболее почетные гости прямо на стене аудитории оставляют автографы с записью особо важного с их точки зрения изречения. П. Дирак, который не раз бывал в Советском Союзе и являлся иностранным членом-корреспон-дентом Академии наук СССР, написал такие слова: «Физический закон должен быть математически изящным».

Наряду со свойством симметрии в творческом поиске широко используется эстетический принцип простоты. Простота проявляется в структуре знания как требование использовать наименьшие по значению коэффициенты, показатели степеней, стремиться избегать сложных выражений (например, радикалов), громоздких записей и т. п.

Советский физик и известный популяризатор науки А. Китайгородский, рассматривая хорошо знакомую формулу тяготения И. Ньютона

пишет следующее. Конечно, это уравнение замечательно прежде всего тем, что оно верно и благодаря этому отлично зарекомендовало себя в практических применениях. Но мы восхищаемся им также и потому, что оно вызывает ощущение красоты. Действи-

42

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Но главное его свойство была простота

Близкие к этой страницы