Юный техник 1983-05, страница 30

Юный техник 1983-05, страница 30

планет, вселенная с ее холодом беспредельности, так принижающей и одновременно возвеличивающей человека, — все это, может быть, лишь крохотная частица размерами, допустим, с электрон! Подобные частицы в честь Фридмана Марков назвал фридмонами.

ПРОДЕЛКИ ГРАВИТАЦИИ

Фридмоны — не порождение ли это поэтической фантазии? Вовсе нет! Без всяких натяжек и дополнительных гипотез система уравнений содержит, оказывается, фридмонные решения... Но как это все-таки может быть? Как может вселенная разместиться в атоме? Советский физик математически строго показал суть процессов, «завязывающих» в единый узел космо- и микромир, обратил внимание на возможность своеобразного космологического подхода к теории элементарных частиц.

Какая же сила способна «сжать» огромную вселенную в точку? Этой силой оказывается гравита

ция. До сих пор ее в микромире никто всерьез не принимал, поскольку тяготение здесь в 104° раз меньше, чем электрические силы. Такую ничтожную величину в пределах атома даже измерить невозможно. Но... в системах с огромными массами гравитация ведет себя совсем иначе. Именно она может создать в этих системах такой же дефект масс, какой в микромире приводит к парадоксу «кварк массивнее протона». А в масштабах вселенной, как показали расчеты, дефект масс ведет к тому, что общая результирующая масса вселенной падает до нуля. Именно поэтому ни отдельная звезда, ни планета не могут быть размерами с частицу: для этого у них оказывается слишком маленькой масса. И только вселенная, у которой средняя плотность массы достигает некой критической величины, может иметь микроскопические размеры, скажем, как у электрона.

Интересно, что гипотеза Маркова допускает опытную проверку. Для того чтобы наша вселенная стала фридмоном — частицей с