Юный техник 1984-04, страница 13

Юный техник 1984-04, страница 13

Ее рыхлят для лучшего доступа воздуха. От степени пористости зависит ее способность впитывать влагу... Тогда, быть может, попробовать под напором пропускать через асфальт воздух или воду? А по тому, насколько это окажется трудно, какое сопротивление создаст асфальт для такой прокачки, можно в итоге судить и о степени пористости асфальта, о его качестве... Да, но как подобраться с водой или воздухом под полотно дороги? Может, испытывать контрольные образцы? Нет, это потеря времени, материала — в общем, невыгодно.

Дни и недели для Александра Андреевича потекли в особом однообразии. Он думал и рисовал свои мысли. Число таких мыслей-эскизов перевалило за десяток, второй, третий... Так продолжалось до тех пор, пока,

как выразился Шестопалов, карандаш... сам собой не нарисовал готовое решение задачи.

Каким же увидел прибор автор? Нечто вроде резиновой тарелки, перевернутой вверх дном. (Для наглядности можно вспомнить резиновую часть того нехитрого устройства, с помощью которого прокачивают воду в засорившейся раковине или ванне.) В дно такой тарелки сверху вмонтирован ручной насос с обратным клапаном, а потому во время работы насоса воздух откачивается из-под тарелки и она плотно присасывается к асфальту. В корпус прибора встроен простейший вакуумметр, который показывает достигнутую степень разрежения. Попасть в полость присоски воздух может, только пройдя сквозь одежду дороги, пробившись по лабиринтам пор в асфальтобетоне. Работнику надо лишь заметить время, какое ушло на то, чтобы разрежение под присоской-тарелкой уменьшилось до определенного уровня. Затем он по тарировочным кривым легко найдет значение плотности асфальтобетона в данном замере.

Александр Андреевич поделился своим замыслом с приятелем-экспертом и вскоре уже принимал от него поздравления с красивой и оригинальной находкой. (Забегая вперед, скажем, что прибор этот был удостоен медали ВДНХ. И всем пожеланиям, услышанным в заводской лаборатории, отвечал полностью. Не случайно им уже вооружились дорожно-строительные предприятия Ленинграда, Риги, Перми, Иркутска.)

Одна оригинальная идея ини

10