Юный техник 1984-05, страница 15

Юный техник 1984-05, страница 15

стороннего взгляда между этим приборчиком и громадиной пресса трудно приметить что-либо общее. Даже для изощренного ума оно может долго оставаться втуне. Ведь часы служили профессору не один год. Но приходит момент... В часах песок тоже подобен жидкости (ученые называют такое состояние твердых тел псевдожидким). Только здесь течение происходит под действием силы тяжести, а на металл давит пресс-штемпель, движимый гидравлическими силами. По стенкам из-за трения песок ссыпается медленнее, чем в центре. Легко заметить результат этого: на поверхности песка в верхней колбочке всегда образуется воронка. То же самое мы недавно говорили о прессовании. Коническая форма колбочки сути дела абсолютно не меняет.

Дальше логика мысли Якова Михайловича была примерно такой. Трение о стенки задерживает песчинки внешнего слоя. 4о ведь то же трение может... ускорить их! Надо только сделать стенки подвижными и разгонять их в сторону течения. Тогда сила трения о стенки потащит песчинки вниз... А если сделать подвижными стенки контейнера?!

Взгляните на рисунок 3. В новой конструкции пресса, как видим, нет жестко связанных между собой частей. Контейнер здесь может двигаться (у него автономный привод) и вперед и назад. Когда его скорость равна скорости пресс-штемпеля, трения, разумеется, не возникает вовсе, поскольку нет движения металла относительно контейнера. Но контейнер может двигаться быстрее пресс-штемпеля. Сила трения начинает действовать. И как! Теперь

трение не враг, а союзник! Контейнер за счет трения тащит прессуемый материал, деформирует, уплотняет его. Скоростями течения внешних и центральных слоев теперь можно управлять. Можно сделать, например, прежде немыслимое: заставить внешние слои течь скорее внутренних! По сути дела, новый пресс не только задает форму изделию, но еще по желанию технолога изменяет свойства материала, скажем, обеспечивает нужную прочность в любом месте изделия.

Такой пресс немудрено назвать «чудо-прессом». Он уже работает на Ступинском металлургическом комбинате. Это только первый шаг в большую технику, на котором необходимо провести всестороннюю проверку возможностей принципиально новой машины. Первые производственные результаты таковы: в сравнении со своими предшественниками той же мощности новый пресс дает продукции в три-четыре раза больше.

Вот такая история про песочные часы и чудо-пресс. Над ней каждому, наверное, небесполезно поразмыслить. Тем более тем, кто хочет посвятить себя технике. Напомню одно: часы в кабинете профессора работали не один десяток лет, а чудо-машины ему начали сниться еще раньше.

А. МАССОВИЧ, инженер

Рисунки Г. АЛЕКСЕЕВА и В. РОДИНА

13