Юный техник 1985-01, страница 23

Юный техник 1985-01, страница 23

руку вытянешь — ладонь не различишь...

На другом снимке водолазу Кобылкину 23 года. Фотография сделана в коротком промежутке между тысячами несчитанных военных часов. Представьте: вот сейчас водолазный старшина навинтит медный шар шлема с тремя круглыми застекленными окошечками, присоединит к нему шланг, по которому будет поступать воздух. На груди и спине Кобыл-кина свинцовые грузы по 18 килограммов каждый, на ногах — тяжеленные «калоши». Все это нужно для того, чтобы устойчиво передвигаться по дну, противостоять течению, да еще чтобы вода не выталкивала водолаза на поверхность.

Вокруг пояса обвязан Кобылкин прочным тросом. На нем водолаз спускается под воду, по нему, во тьме кромешной, среди исковерканного металла трюмов, палуб находит путь назад. Трос этот — еще и переговорное устройство. Подергивание троса — это «азбука Морзе» водолазов.

С того момента, как водолаз перешагнет борт плавбазы, и до той минуты, пока его шлем не появится из-под воды, водолазный старшина ни на секунду не выпустит из ладони трос: ведь легкое подергивание троса он может ощутить в любой миг, а означать оно может и сообщение о том, что дела идут нормально, и сигнал бедствия. Признаком возможной беды может стать и слишком долгое «молчание» троса.

Как только водолазный старшина герметично закрепит шлем, две девушки начнут ритмично качать рукоятки помпы, с помощью которой подается воздух. Им нельзя прервать работу ни на минуту, что бы ни