Юный техник 1985-07, страница 67мата, которые взрослые студенты порой зубрят, не видя, как говорится, леса за деревьями. Еще урок-другой, и ребята научатся вычислять нагрузки, определять их точную величину. И скорее всего эти уроки они не забудут, потому что к знаниям они пришли сами, творчески. Это Кузнецов считает главным в обучении, будь то сопромат или вопросы устойчивости самолета. На одном из первых уроков он спросил ребят, что такое творчество. Помялись, помолчали. На том разговор пришлось закончить. Он был преждевременен. Своя собственная точка зрения, считает Кузнецов,— это основа творчества. Но чтобы она появилась, знание должно перейти в новое качество — стать активным. На одном из тех же первых уроков Кузнецов попросил одного из ребят перечислить основные узлы самолета, который уже изучили школьники. В том, что паренек их знает, сомнений не было. Кузнецов показывал молчащему пареньку один узел за другим и спрашивал, как он называется. Мальчишка отвечал. Стоило замолчать Кузнецову, замолкал и ученик... Почему? Да потому, наверное, что не было своего отношения к предмету. Через полгода он сам попросил разрешения сделать доклад. Нового слова в самолетостроении сказано не было. Но все, что узнал о самолетах паренек, стало своим, собственным знанием. Это было в прошлом году. А сегодня я листаю тетрадку с так называемым творческим домашним заданием, которое выполнил дома тот же ученик. Задание — расчет узла крепления лонжерона крыла на прочность — выполнено аккуратно, написано толково. Вычерчены даже дополнительные графики. Я листаю другие тетрадки. В общем, во всех — графики, таблицы... Все задания аккуратны. Ощущение такое, что в классе ребята подобраны один к одному. — Следующим летом мы организуем летнюю школу, ку 63
|