Юный техник 1986-03, страница 46Диск с интервалами Плато. [нему вернулось зрение, физик [возобновляет свои исследования, для чего создает новые л разновидности оптических аппаратов. В конце 1832 года он придумал несложный «пларвт, названный феншмй идИУИИР 1 который обессмертил имя авто-[ра. Принцип, на котором осно-[ван аппарат, Плато поясняет ■ следующим образом: «Если несколько предметов, I постоянно меняющих форму и I положение, будут последовательно возникать перед глаза-I ми через очень короткие про-I межутки времени и на малень-I ком расстоянии друг от друга, [ то изображения, которые они I вызывают на сетчатке, сольют-ся, не смешиваясь, и челове-I ку покажется, что он видел I предмет, меняющий форму и I положение». По этому высказыванию легко I понять, с какой удивительной 1для того времени ясностью и I четкостью Плато изложил прин-1 цип действия современного ки-но, закон, на котором должна ювание фильмов. Ни у одного из современников бель гийского физика, создавших подобные фенакистископу аппараты практически в то же самое время и имевших, казалось бы, веские основания оспаривать у него первенство, историки кинематографа не обнаружили столь ясного понимания и выражения сути дела. (Умение излагать свои мысли нередко оказывается решающим и теперь.) Жозеф Плато прожил долгую жизнь. Он умер в 1883 году, будучи профессором Гентского университета, членом бельгийской, французской, немецкой, английской и многих других академий. В научных поисках он так никогда и не научился щадить себя и в 1842 году окончательно ослеп. Быть может, именно счастье Диск фенакистископа. Аппарат,! обессмертивший имя Плато, со-1 стоит из картонного диска с про-' резанными в нем радиальными ще-1 лями. На одной стороне диска на-| рисованы фигуры. Диск надо вра-1 щать перед зеркалом вокруг своей! оси. Тогда фигуры, если на них! смотреть в зеркало через щели! диска, предстают не вертящимися вместе с диском, а кажутся сояер- ют характерные для них движения.] |