Юный техник 1986-11, страница 32

Юный техник 1986-11, страница 32

Расчет был прост: если нет генных изменений, то электрическое поле заставит белковые частицы с одинаковой скоростью двигаться в вязкой массе. И значит, пока включен ток, они переместятся на одинаковое расстояние.

Поле включено! Мини-зер-нышки покидают свои лунки и начинают движение. Ток выключен. Синяя шеренга выстроилась на другом конце «желейной» плоскости. Шеренга не сплошная. Одна частичка отделилась от соседней и убежала далеко вперед.

Итак, скорость одной белковой крошки оказалась больше, чем у остальных. Значит, и заряд ее белка не такой, и генетические свойства у него иные, нежели у собратьев по семечку. Пройденное частицей расстояние измерили, провели необходимые расчеты, и стало ясно: мутация превысила допустимые пределы. Значит, в районе, откуда было взято семечко, что-то не так, надо искать причины.

Вот и весь тест. На редкость дешево: стеклянная баночка, электроды, вода с крахмалом... Выигрыш — простота, точность, скорость. Что касается скорости, сотрудники лаборатории лесоведения утверждают, что с помощью биотеста можно с высокой степенью достоверности выявить критический уровень мутаций (а значит, и недопустимые биосферные отклонения) на территории районного центра всего лишь за месяц! Раньше на эти исследования тратили куда больше сил и времени.

Однако возможности предложенного теста выходят далеко за пределы отдельного райо

на, они гораздо шире. Разработанный учеными метод поможет улавливать глобальные биосферные изменения, а главное — с многолетним прогнозом. Это крайне важно, ведь генетические изменения протекают у большинства растений медленно и почти незаметно. А потом как лавина, как снег на голову: изменения становятся необратимы, наследственные свойства растения утрачиваются, вид прекращает существование. И все потому, что мутацию вовремя не заметили.

Ученые считают, что на всей территории страны нужно организовать сеть биологических станций, где проводились бы анализы на основе нового теста. Тогда удалось бы определить общую картину влияний различных внешних факторов на изменчивость флоры и биосферы в целом. Предмет тестирования — все та же сосна. Точнее, сосновое семечко.

И еще об одном надо помнить. Ведь изменчивость растений, их удручающий внешний облик — тревожный сигнал и для нас, людей. Мы тоже часть биосферы и тоже уязвимая.

Конечно, тестировать человека не понадобится. Среди хвойных деревьев, ставших индикаторами, наверняка — специалисты в этом уверены — можно отыскать вид, по устойчивости к воздействию окружающей среды близкий к устойчивости человека. И крохотное семечко хвойного дерева станет незаменимым индикатором опасности для людей.

А.РУВИНСКИЙ

10