Юный техник 1986-12, страница 23

Юный техник 1986-12, страница 23

расплавленная магма, поднимаясь на поверхность, по соседству с алмазами нередко находят минералы, которые при высоких давлениях и температурах никак не смогли бы сохранить свою структуру. Это, в свою очередь, наводит на мысль о том, что «колыбель», в которой зарождаются алмазы, расположена не так уж глубоко под землей, а ближе к поверхности, где давление и температура намного ниже.

Дело здесь, как предполагают ученые из Института геохимии и аналитической химии АН СССР, в явлении, получившем название кавитация.

С кавитацией физики столкнулись в начале прошлого века, когда на смену гребным колесам пароходов пришли винты. Хоть и на совесть делали их мастера, но лопасти винтов быстро разрушались. Объяснение этому нашли: когда лопасти винта вращаются, давление между ними то падает, то резко возрастает.

Упало — в воде образуются пузырьки воздуха (никуда не денешься — разрежение). Возросло— пузырек сжимается, причем чем сильнее, тем больше становится его внутренняя энергия. Сжатие это не бесконечно: наступает предел — и пузырек взрывается, высвобождая накопившуюся энергию. Серии микровзрывов и выводили гребные винты из строя...

А теперь представим себе такую картину: из недр земли рвется к поверхности магма, насыщенная газообразным углеродом. Двигаться ей не просто — разломы, трещины, сдвиги пород... Иногда она течет по широким каналам, иногда вы

нуждена протискиваться чуть ли не в микротрещины. Из курса физики вы знаете: чем больше скорость струи жидкости или газа, тем меньше ее давление и наоборот. (На таком принципе, кстати, построен обыкновенный пульверизатор.) Это относится и к жидкой магме. Когда она движется с большой скоростью сквозь трещину — давление в ней относительно невелико, и углерод образует газовые пузыри. Но вот трещина неожиданно стала шире, магма теряет скорость, и давление резко увеличивается. Газовые пузыри сжимаются, сжимаются, сжимаются. Становятся все тверже и тверже, тверже камня, тверже металла... Пройдет время, и они застынут, а обнаруженные — засверкают на солнце алмазным блеском.

Вот откуда, по мнению ученых, берутся алмазы. И происходит это при давлениях всего в 5—10 тысяч атмосфер, то есть не так уж глубоко под землей.

А доказательства — реальные, ощутимые? Они появились у ученых после изотопного анализа драгоценных самородков. Он показал, что многие образцы алмазов обогащены легким изотопом углерода, который содержится лишь в верхних слоях земной коры.

Возможно, эта гипотеза поможет геологам в поисках новых месторождений алмазов. Ведь гораздо легче определить место изысканий алмазов, когда знаешь, как и почему они зарождаются.

А. РУВИНСКИЙ

Рисунок О. ТАРАСЕНКО 21