Юный техник 1987-06, страница 22

Юный техник 1987-06, страница 22

не надо. На заводе уже готовят к пуску новые автоматические линии, переоборудуют вычислительный центр... С другой стороны, хорошо видны и попытки схитрить. Не так давно, например, завод обратился в Госстандарт с просьбой расширить допуски срабатывания звонка — сделать погрешность не плюс-минус пять минут, а плюс-минус семь. Мотивируют эту просьбу тем, что обеспечить нужную точность мешает все то же оборудование.

— Как к этой просьбе отнеслись вы, представители госприемки!

— Мы — против. Существующая ныне точность — результат сложения всех допустимых погрешностей оборудования, сборочных операций. Если погрешности выше тех, что допустимы по ГОСТу, значит, они недопустимы.

— А разве ГОСТ — это что-то незыблемое! Ведь он был установлен в свое время с учетом точности существовавшего ранее оборудования. Время требует новых ГОСТов, более жестких.

— Согласна. Но приходится признать: заводу более жесткие ГОСТы пока не выдержать. И с этим госприемка не может не считаться. Если прямо сегодня ввести новый ГОСТ, завод придется закрыть и полностью переоборудовать. Представьте себе: закрыть завод, на котором трудится несколько тысяч человек! Госприемке дана большая власть, но пользоваться ею нужно очень осмотрительно. Мы считаем, что ужесточать требования к продукции необ

ходимо, но делать это можно лишь постепенно. Я не говорю о случаях из ряда вон выходящих, как, например, явный брак на линии. В этом случае госприемка обязана принимать немедленные меры, и наши представители дважды останавливали на заводе конвейеры, с которых шли бракованные детали.

Пока мы разговариваем, Ирина продолжает работу — снимает со стеллажей ящик за ящиком, вынимает по одному будильники, проверяет звонки и сверяет показания часов с хронометром — это и есть вся «аппаратура», которой снабжена пока госприемка. Не мало ли?

— Судите сами,— отвечает Ирина,— сначала контролер ОТК устанавливает время на всех будильниках партии, и они ходят непрерывно четверо суток. Затем мы производим выборочный контроль, сверяем время. Четверо суток — достаточный срок, чтобы недостатки сборки вышли наружу.

— Но ведь недостатки бывают разные. Могли неправильно установить маятник, плохо закрепить механизм...

— Какие бы огрехи ни допустили при сборке, результат виден на циферблате — часы либо ходят неверно, либо вовсе останавливаются.

— Ира. если не знать, что вы сотрудник госприемкии, можно решить, что передо мной контролер ОТК. Такими вы представляли свои обязанности!

— Нет. Я не думала, что работа будет столь однообразна. Не думала, что придется за смену перетаскивать с места на

20