Юный техник 1987-09, страница 22

Юный техник 1987-09, страница 22

фортные. Кроме того, спуск и подъем — процесс многоступенчатый, длительный. Ускорить его нельзя: человек должен постепенно привыкать к изменению давления. Да и время работы водолаза под водой весьма ограниченно... Так как же быть!

...Представьте: с буровой платформы вы входите в кабину лифта. Несколько минут — и вы уже глубоко под водой. Открываются двери и... оказываетесь в помещении, где воздух свеж и чист, а давление его привычное, земное. Словом, настоящий дом. Здесь есть жилые комнаты, столовая, где можно вечером посидеть всем вместе за чашкой чая. А чтобы попасть на рабочее место — проходите в соседний отсек.

Дом расположен таким образом, что как бы охватывает ствол буровой колонны; она проходит сквозь него сверху вниз. Так что все ее узлы у вас под руками и перед глазами. В шкафах хранятся, конечно, водолазные скафандры, предусмотрены люки, через которые можно выбраться наружу. Но это лишь для особого случая. Текущую профилактику бурового оборудования можно вести, не выходя из помещения...

Когда руководитель лаборатории бионики Центрального научно-исследовательского института теории и истории 'архитектуры Ю. С. Лебедев описывал идею подводного дома, не сразу верилось в ее реальность. В самом деле, на глубине 300 метров давление 30 атмосфер! То есть на каждый сантиметр крыши давит тридцать килограммов. И если площадь ее составит, к примеру, сто квадратных метров, то

выдержать придется чудовищную силу — 30 ООО тонн! Сколько же конструкций из бетона и стали нужно смонтировать, чтобы ей противостоять! Да и обес ■ печить помещения под водой требуемым составом воздуха тоже непросто.

Все это было бы верно, если бы дом решено было строить традиционным способом — с фундаментом, стенами, крышей... Такое жилище, конечно, морским нефтедобытчикам не подойдет. Дом нужен особый. По существу, он будет представлять собой большой купол с необычным покрытием, скопированным у живой природы.

Вы видели, наверное, как из трещины в асфальте выглядывает росток подорожника. Может быть, его семечко занес в трещину ветер, но не исключено и другое: мягкий, нежный с виду росток сам взломал асфальт, выполнив работу, которая под силу лишь отбойному молотку. Ничего невероятного в этом нет, ведь давление в клетках подорожника составляет... 40 атмосфер! А оболочки клеток выдерживают их с легкостью, благодаря своей многослойной структуре. Так что, если выполнить покрытие купола из подобного материала, например, многослойной ячеистой ткани, ему не страшны будут давления на глубине. Даже повреждения некоторых внешних ячеек практически не повлияют на его прочность — лишь немного возрастут нагрузки на соседние ячейки, расположенные глубже.

Ученые хотят возложить на полимерную ткань еще одну заботу — о кондиционировании помещений. Пусть дом сам до-

20