Юный техник 1987-11, страница 54

Юный техник 1987-11, страница 54

заключительном этапе, перед полетом, для нее, на мой взгляд,— самое главное, хотя другие космические специалисты со мной, вероятно, не согласятся.

Вот, например, «Луна-16», которая в 1970 году впервые совершила рейс Земля — Луна — Земля, доставив нашим ученым образць лунного грунта. Испытывалась она, как всегда, отдельными системами, испытывалась и целиком. Особенно трудно дались испытания механизмов, которым предстояло работать на Луне. Их нужно было опробовать в лунных условиях. А условия таковы — температура от минус 150 до плюс 150. Жестокие условия, а механизмам надо работать с абсолютной точностью. Например, манипулятор должен автоматически произвести укладку грунта и полную герметизацию капсулы в режиме, не превышающем отклонений даже на малые доли миллиметра. При таком разбросе температур это непростая задача. А к тому же рабо ать автомат должен был в полном вакууме, в котором подвижные части могут намертво «срастись». Наземные испытания «Луны-16» были организованы настолько жестко, что конструкторы потом шутили: «по принципу технического издевательства над машиной».

Шутки шутками, но мы действительно старались создать максимально тяжелые условия для всех систем. Возвращаемые аппараты раскручивались в центрифуге с огромными перегрузками, сбрасывались с самолетов на больших и малых высотах — на море, в лес, горы... Обжигались на плазмен

ных установках. И, конечно, не все испытания изделие выдерживало сразу. Не вынесло оно, например, сначала «плазменную атаку». Теплоизоляционную «шубу» аппарата в идеале надо было бы сделать без разъемов. Но, увы, это невозможно: во-первых, необходима отделяемая крышка парашютного отсека, которая должна выпустить парашют; кроме того имеются отверстия, через которые закладывается грунт... Но, как говаривал Бабакин, на все можно найти управу, если потрудиться.

А для испытания «Венер» пришлось создать на Земле, кроме температур, огромные давления, и не в простой, а в углекислой среде. Была создана специальная камера, которую мы, испытатели, прозвали между собой «адовой». Аппараты один за другим в камере обугливались напрочь; исчезали, испарялись, словно их не было и в помине, приборы. Вот так шаг за шагом все доводилось — жаростойкость, прочность.

— Юрии Михайлович, не значит ли это, что в вашей работе есть, так сказать, риск профессионального инженерного поиска, когда определяется, правильный или нет выбран путь! А лично приходилось рисковать!

— Судите сами. И ракета-носитель, и аппарат буквально набиты пиротехникой. Она необходима — например, при входе в атмосферу Венеры, Марса или при возвращении аппарата на Землю с ее помощью отстреливается крышка парашютного отсека. И сила пиро-толкателей, сбрасывающих кры-

50