Юный техник 1987-11, страница 55

Юный техник 1987-11, страница 55

Беседка над Сырдарьей, 10 апреле 1961 года.

шку, достаточно велика. А мы проверяли этот процесс на Земле. И вот представьте — громоздкая «железяка» улетает вверх на несколько десятков метров, а потом, естественно, падает. Такую технику нельзя не уважать, и обращаться с ней надо с предельной осторожностью.

А вот о риске другого рода мне хотелось бы сейчас сказать особо. О риске принятия решения. Помню, как Константин Феоктистов, человек, сам побывавший в космосе, сказал, что моральная смелость ответственных решений стоит больше личной, физической. Он имеет право на такие слова. И я не раз слышал от своих друзей, испытателей, отправляющих в полет космонавтов, когда они ставили свою подпись под заключением, что «Система управления допускается к полету», такие слова: «Лучше бы самому лететь!»

Очень велика цена ошибки инженера-испытателя. Ракета-носитель, «машина», которую она несет, созданы сотнями организаций, тысячами людей. Но все системы проверяешь, принимаешь у них «экзамен» ты. Как не задавать себе постоянно вопрос: все ли проверил, так ли проверил, верно ли установил причину отказа, не повторится ли отказ в полете? И невозможно избавиться от таких вопросов. А кажется, все предусмотрено. Вот «Луноход», например, испытывали на таком ландшафте, какого, уверен, никому не доводилось видеть. Воронки, рвы, траншеи, камен-

4*

ные глыбы, песчаные скаты. У тех, кто водит машину, автолюбителей, помню, тогда даже защемило сердце. «Луноход» был особенно близок сердцу — все-таки машина с колесами. Но вот дан сигнал, и «Луноход» пошел. По рыхлому песку, по гравию, по скальным породам. Вот он подошел к гравийной, почти отвесной стене. Неужели возьмет? Такую стену не одолел бы ни один танк. А «Луноход» пошел. Пошел, взбираяс все выше и выше. Новая команда, и машина покатилась вниз все быстрее и быстрее и, когда уже казалось, что она вот-вот перевернется, плавно затормозила и остановилась.

— Кажется, все предусмотрено— И все-таки, бывали пи во время попетое той или иной машины «острые» ситуации!

— За каждую машину, откровенно, так переживаешь, что и любая самая штатная ситуация покажется «острой». Вот, например, та же «Луна-16». Испытатели тоже были на командном пункте,- когда станция, опустившись на поверхность Лу-

S1