Юный техник 1988-02, страница 23

Юный техник 1988-02, страница 23

Обычно корабль входит в плотные слои атмосферы плавно, по так называемой аэродинамической траектории. Перегрузки косманавтов, нагрев поверхности корабля из-за трения о воздух растут постепенно... Но в данном случае корректировать траекторию было нечем — ведь основная двигательная установка оказалась неисправной. Оставался аварийный вариант, который тоже был предусмотрен,— дать тормозной импульс и производить спуск по неуправляемой, баллистической траектории. Говоря проще, падать камнем.

— Впечатление было такое, что на грудь въехал «Запорожец»,— вспоминал потом Николай Николаевич Рукавишников.

Тренированные люди с честью выдержали испытание. Оказался достаточным запас прочности и у техники...

— Ну а если бы двигатели на «Союзе-33» совсем отказали? — вертится вопрос.— Что тогда?..

И над этой проблемой думают специалисты. «Несмотря на все принимаемые меры нельзя исключать из рассмотрения ситуацию, когда космический корабль может нуждаться в срочной помощи...» Это сказал еще в 1975 году член-корреспондент АН СССР К. Д. Бушуев, технический директор советской стороны международного проекта «Союз» — «Аполлон».

Напомним вкратце его суть. Тогда решалась проблема стыковки кораблей двух разных систем. Но мыслилось дело шире. В том числе и в плане аварийного спасения, о котором мы ведем речь.

Чтобы терпящему бедствие кораблю могли оказать помощь не только соотечественники, но любой готовый к старту или находящийся в космосе корабль, советские и американские специалисты создали унифицированный, то есть одинаково пригодный для всех кораблей стыковочно-переходный узел.

Надо сказать, это была нелегкая задача: разными были не только размеры входных люков, но даже состав атмосферы и давление в кораблях. В «Союзе» она была примерно такой же, как на Земле, в «Аполлоне» астронавты дышали чистым кислородом при давлении в треть атмосферного.

Совместная советско-американская космическая экспедиция показала, что и эта проблема разрешима, если есть на то добрая воля. В ходе ее космонавты А. Леонов и В. Кубасов, астронавты Т. Стаффорд, В. Бранд и Д. Слейтон не только гостили друг у друга, но и доказали на практике: международная космическая помощь — дело вполне реальное.

С той поры прошло уже более десяти лет. В космосе появились другие, более совершенные корабли. Но идея такой помощи по-прежнему имеет практическую ценность. Руководитель проекта пилотируемого космического корабля «Гермес», разрабатываемого во Франции, А. де Леффи заявил недавно, что на этом корабле будет предусмотрена возможность замены стыковочного узла на совместимый с советской системой. Это важно и для выполнения той задачи, о которой мы говорим.

21