Юный техник 1988-03, страница 26

Юный техник 1988-03, страница 26

дезориентирована, потеряла себя, потеряла шкалу ценностей. Потребуется много сил и времени, чтобы прийти в себя, найти себя. Если повезет.

Значит, все дело в том, что детям недостает энергии?

Ничего подобного! Их энергетические аккумуляторы емки необычно. Посмотрите на мальчишек в выходной день: они выходят во двор сразу после завтрака и гоняют мяч до темноты. Девочки могут играть в «резинку», чередуя десятки фигур, тут же придумывая новые,— пока их не загонят домой. Но стоит их энергию направить на легкую физическую работу, скажем, окопать деревья или полить грядки, как они устают букваль-но в считанные минуты. Причем они не притворяются — они в самом деле устают. В чем тут дело?

Игра всегда гармонична. Идеально гармонична. И ребенок, который хочет играть (больной ребенок играть не хочет!), тоже гармоничен. Он тянется к игре, потому что эта внешняя гармония дает выход, возможность роста гармонии внутренней, той, что томит его, не дает ему сидеть на месте, заставляет двигаться, искать себе применение, что-то делать. Но двигаться, применять себя, делать он хочет в ситуации полной свободы, когда он может свободно самовыражаться, развиваться, расти. Игра — идеальная среда для этого роста. Значит, ребенок не тратит энергию в игре — он ее накапливает! Его эмоции, как насосы, перекачивают энергию, которую он поглощает из атмосферы игры.

А в работе ребенок гармонии не ощущает. Поэтому его внут

ренняя гармония, столкнувшись с работой, сразу дает сбои — и он быстро устает. Конечно, его можно заставить работать, и спортивные тренеры и учителя именно этим подчас и заняты. Что из этого получается, вы уже знаете.

Значит ли это, что в работе нет гармонии? Отнюдь. Любая работа обретает гармонию — значит, становится источником энергии, если ее смысл, ее интерес становятся вашим смыслом, вашим интересом. То есть если вы ее сделаете частью себя, продолжением себя; если вы сможете — делая эту работу — расти. Как вы уже поняли, надо перевести работу в координаты познания и игры.

Как же работа — любая работа! — становится осмысленной, интересной, становится источником энергии?

Ответ единственный и универсальный: когда эта работа имеет ценность для других.

Девочка помогает маме мыть посуду, потому что видит, что мать пришла с работы совсем без сил, и этот маленький труд — нужен. Мальчик копает грядку, потому что знает что бабушке это уже не под силу. Старшеклассник идет подручным на комбайн и работает наравне со взрослыми от темна и до темна, потому что подручный заболел, а урожай нужно убирать сегодня, сейчас — завтра будет поздно. Вспомнили, что их ведет? — коллективистское чувство. Это оно окрашивает работу в радостные краски, это оно наливает работу смыслом. Если оно есть, человек чувствует, что живет не зря, значит — счастливо.

А вундеркинд этого лишен.

23